Михаил Мишустин заявил, что цифровая трансформация промышленности поможет России выйти в технологические лидеры. По словам премьера, у России есть все возможности для этого. В течение ближайших лет планируется реализовать четыре проекта по информационному развитию обрабатывающей отрасли. Для этого государство в четыре раза увеличит объем государственной поддержки в области промышленного программного обеспечения (это технологии Интернет-вещей, искусственного интеллекта, робототехники, сенсорики, виртуальной и дополненной реальности). В рамках инициативы «Умное производство» планируется сформировать систему эффективной поддержки программных решений для обрабатывающей промышленности. «Цифровой инжиниринг» предусматривает внедрение технологий виртуальных испытаний продукции. «Новая модель занятости» обеспечит совершенствование механизмов подбора кадров. Проект «Продукция будущего» расширит возможности в плане кастомизации продукции – выпуска изделий под заказ конкретного потребителя.
Перспективы цифровизации российской промышленности в эфире радио «Спутник» прокомментировала вице-президент ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Валерия Гулимова.- Вы испытываете больше оптимизма или сдержанного пессимизма по поводу этих инноваций?
С одной стороны, описание инициатив правительства звучит очень обнадеживающе. С другой стороны, оно вызывает определенные ассоциации. В мультсериале «Смешарики» есть серия про няню-робота. Сначала ее появление казалось многим замечательным событием. Ее появление избавило героев от тяжелых хлопот и однообразия повседневной жизни. Но потом этот чудо-механизм дал сбой. Нужно обратить внимание на то, что цифровизация – это в первую очередь набор инструментов. Ножом можно и совершить преступление, и нарезать хлеб. Цифровизацию не нужно рассматривать как билет в «светлое будущее».
Я неоднократно сталкивалась с тем, что внедрение цифровых инструментов в любой организации сопряжено с огромными внутренними усилиями и иногда чревато потерей кадров. Не потому, что сейчас сокращается число рабочих рук на производстве. Оптимизация зачастую не только указывает на избыточную занятость, но и позволяет вскрыть нехватку сотрудников на определенных направлениях работы. Но даже первая стадия цифровизации – описание и диагностика бизнес-процессов – приводит к ощутимым проблемам: многие сотрудники просто не в состоянии принять новшества. В том числе потому, что к квалификации и компетенции этих людей предъявляются дополнительные требования.
- Но ведь здесь возникает и другая проблема. Не знаю, согласитесь вы или нет с этим тезисом: если не заниматься цифровизацией, отставание будет только нарастать безвозвратно, еще больше отбрасывая производство назад.Вы абсолютно правы. В этом плане я подпишусь под каждым вашим словом. За последние несколько лет я как вице-президент Торгово-промышленной палаты Московской области курировала вопрос с принятием постановления, связанного с подтверждением российского производства. Необходимо было производить аудит бизнес-процессов и технологий в компаниях, которые заявлялись. Описательная производственная культура и технологические карты во многих фирмах отстали от времени. Это действительно тормозит их развитие. Но, будучи погруженными в свою сиюминутную оперативку, люди не готовы решать эту проблему без толчка извне. Ведь если государство объявило о запуске программы цифровизации, будет и поддержка с его стороны, в том числе – в форме субсидий. Уже сейчас работают центры компетенции по нацпроекту цифровизации.
Без интенсивной цифровизации у нашего бизнеса просто нет шансов адекватно среагировать на актуальные вызовы и выжить в конкурентной борьбе.
- Мишустин говорит, что к концу десятилетия отечественная промышленность будет выпускать не менее 70% высокотехнологической продукции. Насколько реалистичны эти планы? Что значит производить и выпускать высокотехнологичную продукцию? Если мы говорим о том, что она должна жестко соответствовать критерию «полностью произведена на территории Российской Федерации», то достичь этих показателей не получится. Если же мы будем считать и крупноузловую сборку, и трансферт технологий, и промежуточные стадии, то воплощение в жизнь планов правительства вполне возможно. Не обязательно совершать сразу «большой рывок», приближаясь к мировым рекордсменам. Можно развивать производство последовательно и методично, углубляя шаг за шагом локализацию посредством субсидий. Последовательность, планомерность, отсутствие аврального темпа в промышленной политике наверняка принесут свои результаты.
- По секторам и отраслям, где больше всего ощущается наше технологическое отставание. Куда в первую очередь нужно внедрять эти принципы трансформации, ранее известной как модернизация?Здесь я с вами не вполне соглашусь. Трансформация и модернизация – это не одно и то же. Мы так и не завершили модернизацию. И, видимо, в некоторых отраслях проводить ее уже бесполезно. Там сразу необходима полноценная трансформация. Другой вопрос – является ли устойчивой трансформация, при которой соответствующие механизмы скорее привносятся извне, а не вырастают органично внутри предприятия. Возьмем в качестве примера сельское хозяйство, точнее - перерабатывающие производства АПК.
Это высочайшее технологическое производство. Собственник зачастую не представляет, как организован его процесс. И потому персонал амортизирует процесс на удобные для него рельсы.
Без цифрового варианта ни один собственник, ни одна система внутреннего аудита никогда не сможет полноценно повысить производительность или гарантировать стабильность выпуска и предсказуемое качество серийного производства.
Возьмем для примера вакцины. Мы можем сделать прекрасные стартовые партии. Но при масштабировании выпуска предсказуемость качества падает. Только посредством цифровизации мы можем решить эту проблему.
- У меня была почти личная история. Из Израиля в Краснодарский край привезли технологии для аграрно-промышленного комплекса, позволяющие экономить воду и т.д. А предприниматели отреагировали следующим образом: «Нам это не нужно, у нас и так все работает, мы модернизироваться не хотим». Эта заскорузлость, закостенелость уходит постепенно из голов российских бизнесменов?Мы, с одной стороны, в личном потреблении любим использовать новые продукты. С другой стороны, в рамках производства господствует другая установка – «все и так нормально работает, не буди лихо, пока оно тихо».
Печать