Президент США Джо Байден решил провести «Саммит за демократию», на котором соберутся лидеры государств, правозащитники и бизнесмены. Принять в нем участие 9-10 декабря в режиме видеоконференции пригласили представителей 110 стран и территорий. В опубликованном Госдепом списке числится остров Тайвань, однако в нем нет Китая.
Участие представителей Тайваня в «Саммите за демократию» никак не развеет юридический туман над островом, констатирует политолог, эксперт Центра ПРИСП Марк Зенгер.C точки зрения международного права Тайвань — одна из провинций Китайской Народной Республики. Принадлежность острова Китаю подтверждена международными договорами. «Политику одного Китая», то есть суверенитет Пекина над Тайванем, признают и в Вашингтоне. Юридическая коллизия в том, что, хоть Формоза и входила в состав Китая, оформленная в 1949 году Китайская Народная республика не является правопреемником распавшейся в начале 20-го века Цинской империи, которой принадлежал остров. Если сравнить Тайвань с Крымом, то в Госдуме, например, обсуждалось признание недействительным передачи Крыма из состава РСФСР в УССР на основании того, что Россия является правопреемницей СССР, принявшей на себя долги и ответственность за решения советских властей.
Сотрудничество между США и Китаем за последние 40 с лишним лет было основано на понимании того, что Китай не будет пытаться вернуть Тайвань силой, а США не признают независимость Тайваня. Однако после победы на парламентских и президентских выборах выступающей против сближения с Китаем Демократической прогрессивной партии (ДПП) в Тайбее стали чаще говорить об отказе от официального названия «Китайская республика» и независимости. В этих условиях Пекин делает ставку на поражение «антикитайской партии» на следующих выборах и возвращение к власти Гоминьдана. Согласно позиции властей в Пекине, Тайвань — это отколовшаяся провинция, а жители острова и материковой части — расколотая нация, по примеру Северной и Южной Кореи. Пекин принял так называемый антисецессионный закон о праве КНР использовать «немирные средства» против Тайваня в случае отделения от Китая. Один из вариантов, который изучают китайцы, — столкновение по крымскому сценарию, чтобы избежать разрастания конфликта.
Сейчас США пригласили Тайвань на «Саммит за демократию» наперекор Пекину, — но это никак не развеет юридический туман над островом. Также недавно Соединенные штаты хотели организовать серию признаний Тайваня своими союзниками в Восточной Европе. Но открыть представительство Тайбэя решилась лишь одна Литва. Латвия, Эстония и Молдова предпочли не портить отношения с Пекином. В итоге Китай сократил экономическое сотрудничество с Вильнюсом, а прибалтийская страна оказалась вне формата взаимодействия Китая со странами Центральной и Восточной Европы «17+1». На лицо попытка Вашингтона расширить международное признание Тайваня с использованием уже проверенных методов. Так, в 2008 году США и их ближайшие союзники в одностороннем порядке, в обход Совета Безопасности ООН признали Косово. Сегодня ряд государств признают независимость Косово. Некоторые из них признали бы и Тайвань, если бы это не означало конфликта с Китаем.
Печать