Вот уже три года США всерьез задумываются о создании нового класса своих ледоколов Polar Security Cutter (PSC), но задержки в проектировании, вероятно, отложат запуск первого судна еще на многие годы. Этому есть объяснение. Сразу несколько причин тормозят процесс: во-первых, у Соединенных Штатов нет жизнеспособной стратегии, в которой бы четко были расписаны действия страны в Арктике, где сегодня наблюдается рост человеческой активности и, как следствие, возможность конфликтов и стихийных бедствий. Не понятно для чего и какие именно стране нужны ледоколы. Из официальной информации следует – «чтобы обеспечить постоянный доступ к обоим полярным регионам и удовлетворить потребности страны в экономической, коммерческой, морской и национальной безопасности».
В США на сегодня наблюдается практически полное отсутствие ледоколов. Сегодня в Штатах есть только один тяжелый ледокол, как говорят сами американцы невероятно старый CGC POLAR STAR с 1976г, и средний ледокол CGC HEALY, используемый в основном для морских научных исследований. Ни один из них не может использоваться для круглогодичных ледокольных операций в Арктике. При этом POLAR STAR используется для ежегодной ледокольной миссии в Антарктиду, для которой нет других правительственных судов, а HEALY, как средний ледокол, не подходит для зимних арктических операций.
Третья причина – отсутствие эффективного взаимодействия межведомственных организаций с Конгрессом для достижения финансовой договоренности. Прошлая администрация в своем Меморандуме 2020 года о «защите национальных интересов США в арктических и антарктических регионах» поручала межведомственным организациям предложить варианты быстрого увеличения присутствия надводных ледоколов на обоих полюсах, но так и не смогла разрешить конфликты возникшие в этом вопросе.
Между тем Китайское министерство транспорта
объявило, что Китай разработает новый тяжелый ледокол и новое тяжелое полупогружное судно, способное спасать суда в Арктике. Они дополнят два существующих ледокола и будет дополнением к их разработке атомного ледокола.
Такая активность Китая вызывает напряжение у Америки и она этого не скрывает. США и их союзники, с одной стороны, справедливо критикуют претензии Пекина на то, что он является «почти арктической державой», с другой стороны, эта критика Китая становится все менее оправданной.
Много говорится о прочных союзах США в Арктике, что их главная сила в сотрудничестве с арктическими партнерами-единомышленниками, пять из которых являются членами НАТО. После чего сами же признают, что их арктические союзники также не защищены от интереса Китая к региону, и многие, похоже, приветствуют роль Китая как инвестора и научного партнера в Арктике.
Сегодняшняя реальность такова, что США придется не идти, а бежать, причем очень быстро, чтобы наверстать упущенное в объемах инвестиций, построении инфраструктуры, увеличении судоходства, наращивании флота, обучении сотрудников береговой охраны работе в арктических условиях, поддержке круглогодичной осведомленности в морях Арктики. Частично решить возникшую проблему можно арендой или покупкой ледоколов, налаживанием учебных партнерств с союзными вооруженными силами или береговой охраной, ускорение строительства PSC. Но эти усилия будут недешевыми, аренда или покупка единственного ледокола, который будет отличаться от остальной части возможного класса судов, часто считается как неэффективная. Но самое дорогое – это удержаться могущественной державе в мире еще на десять лет без какого-либо значимого присутствия ледоколов в Арктике.
Печать