9-10 декабря в Кишиневском аэропорту силовые структуры Молдовы запретили въезд многим представителям Российской Федерации, направлявшимся в Приднестровье с разными целями, включая участие в мониторинге избирательного процесса на выборах президента Приднестровья.
Произошедшее прокомментировал один из наблюдателей-россиян - член Cовета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод. За последние годы
внешнее давление на Приднестровье усилилось. Полную блокаду со стороны Украины дополнило давление со стороны Молдовы. Достаточно упомянуть хотя бы постоянные ограничения на въезд для жителей Приднестровья, неоднократные заявления со стороны новых молдавских властей (в частности – нового президента Санду) о необходимости роспуска миротворческих сил России и непризнание Приднестровья. Я думаю, что в будущем возможны и провокации в отношении Приднестровья со стороны официального Кишинева.
Показательна и очередная попытка дискредитировать запланированные на воскресенье выборы президента республики. Это выражается в том, что МИД Молдовы за несколько дней до выборов призвал иные государства не направлять на них наблюдателей. Имеет место попытка объявить выборы нелегитимными, отсекая от них международное наблюдение. Эти нелепые действия вызвали обратный эффект. Отказ предоставить возможность въезда в республику международным наблюдателям привел к тому, что о Приднестровье заговорили. Эта тема снова актуализировалась. Последовали заявления российского и приднестровского МИДов, а также негативные комментарии представителей экспертного сообщества. Власти Молдовы поставили себя в глупое положение. Если они не признают Приднестровье, то почему их так взволновали местные выборы? Значит, они считают Приднестровье реальным политическим образованием, внутри которого протекают нормальные электоральные процессы, где есть волеизъявление граждан и т.д.
Молдова показала себя нецивилизованным, неправовым государством с двойными стандартами. Она считает себя европейским государством, а действует пиратскими, неправовыми методами. Особенно возмущает то, что это произошло в День прав человека. Несколько российских общественников, в том числе и я как член Совета по правам человека при Президенте РФ, были ограничены во въезде в республику. В аэропорту Кишинева у нас забрали паспорта и вручили текст решения о запрете на въезд в Республику Молдова. Толком не объяснили причину отказа, сказав, что ждут нас после 13 сентября. Я провел в аэропорту Кишинева 5 часов в ожидании рейса в Москву. В ближайшие дни я намереваюсь поехать в Молдову еще раз, протестировать ее «правовую систему».
Российские власти, к сожалению, стали уделять меньше внимания приднестровской проблеме. Следует продолжить отстаивать на международных площадках право приднестровского народа на независимость. Топорные действия Кишинева по ограничению въезда для правозащитников снова побуждают здравомыслящих людей поддержать выбор приднестровского народа в пользу независимости. Понятно, что дальнейшего общего пути с Молдовой для него быть не может, поскольку она показала себя агрессивным недружественным соседом. Нужно отстаивать право Приднестровья на независимость, добиваться снятия блокады. Следует подумать и о налаживании воздушного сообщения с Приднестровьем, чтобы не зависеть от Молдовы. В Тирасполе должен появиться аэропорт.
Российская Федерация делает скидки на газ для Молдовы. А она в ответ дает пощечину гражданам России, запрещая им въезд на свою территорию. Я думаю, что ответом на это должны стать не только заявления российского МИДа, но и санкции в отношении Молдовы.
Печать