На заседании общественного совета при министерстве природных ресурсов и экологии России обсудили проблемы деградации вечной мерзлоты, создание системы её мониторинга, исследования Арктики и Антарктики.
Глава Общественного совета при Минприроды, эксперт Центра ПРИСП Александр Закондырин отметил важность применения современных методов мониторинга состояния вечной мерзлоты с привлечением к работе, в том числе, научного и бизнес-сообщества. Первое наше предложение сводится к тому, что все те данные, которые коллеги собирают в рамках мониторинговой сети Росгидромета, должны быть цифровизованы, находиться не на бумажных носителях, а все-таки в том виде, в котором затем их можно интерпретировать. Это во многом совпадает с позицией правительства России, с недавно вышедшим профильным распоряжением. Вся эта система сбора и обработки, анализа информации должна соответствовать этим требованиям, то есть размещаться на цифровых носителях для возможности интегрировать данные в другие системы. В том числе в комплексную систему экологического мониторинга, которую планируется в стране создать.
Второе предложение касается того, что кроме самой структуры Росгидромета, на базе которого и формируется новая система мониторинга мерзлот, должны быть учтены те негосударственные системы, которые уже существуют: научные, которыми занимается Академия наук, отраслевые институты, а также вещи, связанные с корпоративной системой и контролем - Роснефть, Газпром, Новатэк, Норникель. Последние работают в арктической зоне и в своих территориях присутствия выстраивают свою систему контроля за мерзлотами, состоянием жилого фонда в городах, техническим состоянием промпредприятий и т.д.. Наше предложение именно в этой части коллегам были озвучены и, скорее всего, будут учтены при формировании новой системы мониторинга мерзлот.
Кроме того, на заседании мы рассмотрели вопрос формирования молодежного совета. К нам поступило письмо от главы Росмолодежи Ксении Разуваевой, которая предлагает создать на базе Минприроды некий молодежный совет. Я вижу, что в министерстве есть потенциал с точки зрения развития волонтерской активности. Существуют темы, которые могут привлекать молодых людей, например, уборка территорий водных объектов, лесовосстановление, вопросы, связанные с экологическим просвещением. У Минприроды есть многочисленные мероприятия, традиции, министерством проводятся различные экологические форумы с включением молодежной тематикой. Поэтому будет правильным найти живой формат, который позволит эту идею эффективно реализовать. Важно, чтобы молодежный совет не был каким-то бюрократическим органом, а стал деятельной площадкой, объединяющей неравнодушных людей. Именно такой формат министерство готово поддержать.
Печать