Фото с сайта:
publicdomainpictures.net
Руководитель отдела по правовым вопросам и взаимодействию с государственными органами Центра ПРИСП, эксперт ОБСЕ Алексей Шидловский приводит гипотезы, согласно которым войны и освоение Луны неизбежны.Война неизбежна. И вот почему. В мире накопилось такое количество противоречий, что решить их иначе чем военным вмешательством становится невозможно. Если следовать высказанной мною ранее гипотезе о том, что всё естественное право представляет собой дуализм «Права необходимости» («право как инстинкт»), впервые описанное Генри Де Брактоном в 1250-х годах, как примат биологического детерминизма, и «Права справедливости» («право как цель»), впервые сформулированного Эммануилом Кантом в Критике чистого разума и утвердившего примат разума, то мы получаем дуалистическую правовую картину мира, в которой применяемая правовая система зависит исключительно от наличия ресурсов. Пока ресурсы имеются в достаточном количестве, то субъекты права, используют нормотворчество для описания недостижимого, но желаемого будущего, как только ресурсы иссякают, правоприменение мигрирует в сторону права необходимости. Собственно этот принцип заложен и в Конституции Российской Федерации. Обладая подобным правопониманием, у читателя не возникнет диссонанса, почему одни правительства, ещё вчера считавшие правовыми одни политические и юридические конструкты, откажутся от них завтра как от ненужного юридического хлама.
Пока ресурсов было достаточно, у большинства людей складывалось ложное впечатление, граничащее с эйфорией, что все конфликты можно просто тушить деньгами, а референдум и автономия - два столпа мирного сосуществования и именно в такой парадигме необходимо писать все нормы для будущих поколений. Но деньги, как и любые ресурсы, имеют свойство заканчиваться, и тогда наступает отрезвление и быстрый, если не сказать автоматический откат на юридический ландшафт досредневековой Европы.
Именно на стадии начала отката к праву инстинкта сейчас и стоит мир. Уровень жизни будет стремительно снижаться по всей планете и в развитых странах, и в государствах третьего эшелона. Правительствам всех без исключения стран придется объяснять своим гражданам, почему те стали жить хуже и улучшения ситуации не предвидится. Единственным очевидным для большинства избирателей объяснением будет картинка с театра боевых действий в логике «война – санкции – международное давление – ухудшение жизни – восстановление национальной гордости». Только следуя такой логике раскручивания спирали событий, сегодняшним правительствам удастся удержать власть. Главное, убедить собственное население, что война — это причина обнищания граждан, а не следствие. Сейчас весь мир только и ждёт кто выстрелит первым, имея «в рукаве» свой casus belli. И смотреть необходимо не на разрекламированный Российско-Украинский прецедент. Китай готовится восстановить конституционный порядок на Тайване, Аргентина на Фолклендских островах, Сербия в Косове. Этот список можно продолжать до бесконечности, но смысл один – напряжение нарастает по мере ухудшения ситуации в экономике. Война нужна всем и в первую очередь США. Но ни у кого не должно быть иллюзий о том, что существует какое-то международное право, которое способно сдержать конфликт. Оно не способно этого сделать, так как в условиях недостаточности ресурсов и смены правовой системы с Права цели на Право необходимости, будет только подталкивать к нему, снабжая агрессоров необходимыми правовыми основаниями. Но агрессорами их можно назвать с большой натяжкой в силу того, что Право необходимости легитимизирует инстинкты, основным из которых является инстинкт самосохранения, а умирать никто не хочет.
Освоение Луны неизбежно. И вот почему. Мир погрузился в системный кризис, выхода из которого в рамках планеты Земля нет. В первую очередь, это кризис капиталистической модели развития, которая построена на принципе постоянной экспансии и расширения рынков сбыта. Чтобы обеспечить уровень жизни человечества на уровне граждан России требуется три планеты аналогичных нашей. На уровне граждан США – пять. Вероятность того, что завтра с нами вступят в контакт марсианские гуманоиды объективно равна нулю, как и то, что они установят с нами торговые отношения. При этом, доля экономики США в 1945 году составляла 50% от мировой, а сейчас всего 18%, что обуславливает постоянно растущие издержки для национальной экономики в части планетарного управления. Если тренд сохранится, то через 30 лет экономика Америки сожмется до 6%, а через сорок будет составлять статистическую погрешность. Осознавая весь трагизм ситуации, правительству США жизненно необходимо найти новые рынки если не на Земле, то в космосе, а точнее Луне. Перед властями Америки стоит амбициозная задача – разжечь глобальные конфликты, оставаясь островком стабильности, который к тому же «переезжает» на естественный спутник Земли. Для освоения Луны требуется время и деньги, а ни того, ни другого уже нет. Очевидно, что для восстановления лидерства в экономике и космосе, Новому свету потребуется в первую очередь втянуть в горячие конфликты космические державы, а во вторую - Старый свет, так как только там ещё остались деньги.
Мои гипотезы не выглядели бы так фантастично, если бы не их формализация в нормативном регулировании США. Всего шесть лет назад был принят Федеральный Закон США «О конкуренции при запуске коммерческих космических объектов» (Public Law 114 - 90 - U.S. Commercial Space Launch Competitiveness Act), создав целую отрасль частной космонавтики с нуля и всего год с момента подписания президентом Трампом Указа «О поощрении международной поддержки восстановления и использования космических ресурсов» (Executive Order on Encouraging International Support for the Recovery and Use of Space Resources) положивший начало коммерческому освоению Луны и распространивший на неё юрисдикцию США. Здесь читатель может усмехнуться, указав на Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах, принятое резолюцией 34/68 Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1979 года. Которое, кстати, не помешало принять за океаном вышеуказанные нормы и распространить действие своих законов на космические объекты. Всему виной начавшийся тренд на переход к Праву необходимости, так что в логике юристов США, их действия полностью легитимны, как и вероятная война между Россией и Украиной в головах отечественного истеблишмента.
Выводы: в условиях ухудшения экономической ситуации происходит переход от естественно-правовой концепции «Право как цель» к естественно-правовой концепции «Право как инстинкт». Замещение одной естественно-правовой системы на другую влечёт неизбежную легитимацию конфликта, оправдывая применение силы, как единственно возможного способа самосохранения суверенной нации, приводя к бегству капитала из нестабильных стран в стабильные в прошлом, и с Земли в космос в будущем. С горизонтом 5-8 лет, основными бенефициарами роста напряженности будут условные корпорации США, которые после покорения Луны и околоземного космоса предположительно создадут собственную юрисдикцию, получив суверенитет и трансформируются ТНК- либо сетецентрические государства. Классические национальные государства с началом конфликта (по Марксу) начинают «отмирать», при чём «отмирание» государства начинается в первую очередь с «отмирания» социальной сферы национального государства, отказом от всё большего количества социальных обязательств, а также размыванием властных полномочий и монополии на применение силы.
Печать