Политконсультант, эксперт Центра ПРИСП Сергей Гречишников размышляет о состоянии общества и переменах в отношениях власти и граждан, которые принес 2021 год.
Главное событие уходящего года у каждого свое. Оно определяется интересами человека, который его оценивает. Для кого-то 2021 год ознаменован Чемпионатом Европы по футболу, Олимпийскими играми или Евровидением. Но уже в следующем году об этом забудут. А вот о чем, скорее всего, не забудут россияне в наступающем году, так это о выборах в Государственную Думу. Не забудут именно потому, что для большинства наших граждан стало очевидно, что эти выборы прошли не так, как обычно. Как-то неожиданно много набрала «Единая Россия», почему-то с дистанционным электронным голосованием тоже не все оказалось прозрачно. Но кроме одного митинга, который устроил невезучий Валерий Рашкин, никаких возмущений по поводу итогов выборов не произошло. И это, как мне кажется, ключевой показатель нового негласного договора между властью и народом.
Народ согласился с результатами выборов, с тем, что единороссы опять рулят. И ни одна из политических партий – их было четырнадцать в избирательном бюллетене – не стала возмущаться. Митинг Рашкина не в счет, потому что, образно говоря, из 400 участников там было 200 специально направленных туда сотрудников, а остальные 200 – записные бузотеры. И все.
Можно сказать, что протест пока не выходит наружу, почти не проявляется, остается внутри кухонь. Это фронда. Протест выражается только на словах, а выйти на улицу лениво, да, и небезопасно. И время ли протестовать? Поскольку есть геополитические угрозы, которые гораздо важнее внутриполитической повестки. Нам только еще не хватало накренить собственную лодку.
По сути дела, у государства появился некий временной лаг, чтобы как-то наладить отношения с народом, а народ согласился и дал власти еще один шанс. Это, на мой взгляд, и есть основное событие 2021 года.
Печать