На выборах муниципальных депутатов в Москве в 2022 году планируется применить систему дистанционного электронного голосования.
Руководитель Центра Электоральных Практик, эксперт Центра ПРИСП Сергей Поляков убежден, что наряду с этим власти особое внимание уделят традиционному «бумажному» голосованию, попытавшись свести к минимуму дисбаланс между очным голосованием и ДЭГ.Внедрение дистанционного электронного голосования (ДЭГ) вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Но не сам факт применения электронных технологий беспокоит определенную часть граждан, а вопрос доверия к честности электоральных процессов в России. Ни для кого не секрет, что значительная часть наших избирателей с некоторой степенью недоверия относятся к тем результатам выборов, которые показывает Центризбирком и территориальные комиссии на своих уровнях.
Впервые мы столкнулись с ярким протестом против результатов голосования во время «болотных» событий 2011-2012 годов. Тогда были предприняты достаточно серьезные меры для того, чтобы восстановить доверие общества к результатам выборов. Было введено тотальное видеонаблюдение на избирательных участках, сделаны некоторые послабления в части партийного строительства. На некоторое время установился определенный баланс, возник корпус наблюдателей, прежде всего в крупных городах, которые следили за честностью голосования. Нарекания к ходу голосования все равно, конечно, были, но яркие протесты ушли в прошлое. Были, например, недовольства по поводу недопуска кандидатов к голосованию. Пример – выборы в Мосгордуму, сопровождавшиеся массовыми митингами.
На выборах в Госдуму также
ярко проявилась в Москве ситуация, когда результаты на избирательных участках порой были противоположны тем, что получены в процессе дистанционного электронного голосования. Некоторые программисты заявляют о том, что в ДЭГ не все так прозрачно, как об этом говорят организаторы этого голосования. На этих последних выборах массовых протестов не было. Связано это, скорее всего, со страхами населения по поводу возможных репрессивных мер, которые были применены накануне выборов против участников митингов. Причем, людей не забирали в полицию прямо на митинге, а вычисляли их позже с помощью цифровых методов – идентифицировав личность через видеонаблюдение. А затем люди подвергались административным штрафам, а порой и арестам.
Естественно, что такие вещи общество пугают и загоняют протест вглубь. Но на самом деле недоверие, которое общество проявляет по отношению к новому виду голосования – ДЭГ, никуда не девается. И действительно ставит под сомнение результаты дистанционного электронного голосования. Тем более когда, как я уже ранее отметил, столь ярко разнятся результаты на участках с результатами, которые появляются из цифрового черного ящика. То есть если на участке побеждает кандидат от оппозиции, то при подсчете голосов с учетом ДЭГ победителем оказывается представитель партии власти. У многих на слуху нашумевшая история с Романом Юнеманом на выборах в Мосгордуму, который из лидера вдруг оказался проигравшим, уступив представителю партии власти. То же самое наблюдалось и на столичных выборах в Госдуму.
Если такое решение о проведении ДЭГ будет принято, то для ЕР, для организаторов выборов это будет большой плюс, они используют электронное голосование по максимуму, людей попросту будут загонять в эту систему, используя админресурс. На самом деле у нас не так много избирателей, которые по собственному желанию голосуют электронно. В основном народ стремится как и раньше прийти на избирательные участок лично и проголосовать в бумажном бюллетене. Поэтому массовость на ДЭГ набирается за счет людей, на которых оказывается влияние, и здесь-то и открываются определенные возможности для корректировки результатов.
Первые робкие попытки разобраться в том как работает система ДЭГ и как возможно ее контролировать, уже предпринимаются. Но пока мы только в начале пути.
Нет сомнений в том, что московские власти будут и дальше внедрять систему ДЭГ, тем более тогда, когда речь идет о муниципальных выборах. Корпус муниципальных депутатов в столице стал очень заметен. Если пять лет назад муниципальные депутаты – это «про лавочки», то сейчас они уже стали серьезной, влиятельной политической силой в Москве. И контролировать ситуацию с депутатским корпусом Москве жизненно необходимо. Тем более что в ближайшее время пройдут выборы мэра Москвы. И здесь уже вступает в свои права еще и муниципальный фильтр – хорошая возможность отсечь неудобных кандидатов на пост столичного градоначальника.
Поэтому все эти инструменты будут использованы. Кроме того, власти сделают работу над ошибками: если на выборах в Госдуму был достаточно серьезный разрыв между бумажным голосованием и электронным, то в этот раз они постараются нарисовать картинку, свидетельствующую о том, что эти два вида голосования не находятся в большом диссонансе. То есть большее внимание будет уделено традиционному голосованию. А как они будут этого добиваться – вопрос пока открытый.
Печать