Политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Светлана Бочканова размышляет о политической ситуации, которая сложилась к новому году в Ярославской области и причинах, создавших ее.
Политическая экосистема Ярославской области в прошедшем году была насыщена событиями.
Во-первых, умопомрачительный проигрыш партии власти на выборах в Государственную Думу. У единороссов в Ярославской области один из худших результатов по России. От региона в парламент прошла Валентина Терешкова, выдвинутая «Единой Россией», Роман Лябихов, представляющий КПРФ, а также три справедливоросса - Анатолий Лисицын, Анатолий Грешневиков и Николай Бурляев.
Во-вторых, сложение полномочий Губернатора Ярославской области Дмитрия Миронова в связи с переходом на службу в Государственный Совет Российской Федерации. Закончился год и прекращением полномочий исполняющего обязанности председателя правительства Ярославской области Дмитрия Степаненко, занимавшего эту должность с 2016 года и считавшегося в свою бытность «серым кардиналом» экономического блока. А политика, как известно, следствие экономики.
Почему же именно в Ярославской области у эсеров такие высокие результаты на выборах 2021 года?
На мой взгляд, всё очевидно. Не желая терять власть в субъекте, местные элиты в лице Лисицина и Грешнякова, решили сыграть в свою игру. Инструментом этой игры могла стать любая другая партия, продающая возможность выдвижения под своим флагом. Но так вышло, что их интересы сошлись с руководством партии «Справедливая Россия». И если бы в рядах справедливороссов не появились столь крупные спонсоры, остались бы эсеры при своих 7%. Удивительно, как эту схему пропустил Федеральный центр, ведь это явный путь к самоуправству и несистемности.
К сожалению, в Ярославской области давно нет ярких лидеров общественного мнения. Последним из независимых оппозиционеров был Евгений Урлашов, выигравший в 2013 году мэрские выборы во втором туре. Но вскоре его посадили, и наступило затишье на политическом поле.
Однако, своими голосами в 2013 году избиратели показали оппозиционный настрой, с которым можно было работать. Но, как показало время, история с Урлашовым не стала сигналом для внутриполитического блока региона. В муниципальные депутаты по привычке на повторные, и даже третьи, сроки выдвигались кандидаты, не представляющие интерес для избирателя. Все они давно и слишком хорошо известны, занимают свои посты не в первый раз, видимой пользы обществу не приносят, современные инструменты взаимодействия с гражданами не используют и изрядно надоели жителям региона. Что и привело к эскалации протестных настроений.
Думаю, если руководство региона не поймет реальных факторов победы оппозиции, не начнет с этим работать, обновляя состав кандидатов от «Единой России» и допуская новые партии к участию в политической жизни региона, то, вероятнее всего, удержать власть тут будет сложно.
На сегодняшний день Михаилу Евраеву так и не удалось сформировать свою команду, ведь внутриполитический блок по-прежнему возглавляет Андрей Шабалин из команды Дмитрия Миронова. На посту мэра все еще работает ставленник Степаненко Владимир Волков. А серьезное развитие возможно только с людьми, имеющими свежий взгляд на проблемы региона, современные знания и подходы в управлении экономикой. Ярославль ждет именно таких управленцев, жителей столицы русской демократии утомила возня политических долгожителей и представителей команды экс-губернатора Дмитрия Миронова.
Для прорыва в общественно-политическом развитии этого непростого региона нужны новые партии, новые взгляды и новые люди во всех смыслах этого слова.
Печать