Высокий уровень бедности – одна из главных внутренних проблем России, напрямую влияющих на качество жизни граждан. Поэтому борьба с бедностью, укрепление среднего класса – ключевая задача государства. Мнением о том, каким способом можно решить данную проблему, в телеграм-канале «Незыгарь» поделился руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов.
Реальное положение дел в этой сфере трудно оценить однозначно. С одной стороны, все действительно плохо. По данным Росстата, численность населения с доходами ниже границы бедности в третьем квартале 2021 года составила 16 млн человек. И это еще Росстат совсем недавно поменял методику расчета, благодаря чему число бедных в стране якобы «сократилось» на 2,8 млн человек. При этом черта бедности была установлена в районе 12 тысяч рублей для представителей всех групп населения. Росстат утверждает, что количество бедных уменьшилось за счет того, что их реальные доходы выросли на 8%, то есть,
примерно на тысячу рублей.
Что мы имеем в итоге: Росстат поменял методику расчета, и теперь почти 3 млн человек, которые ранее получали 12 тысяч рублей в месяц и поддержку от государства, теперь не получают от него такую поддержку, так как их доход составляет «целых» 13 тысяч рублей в месяц. Официально они уже не являются бедными.
Ситуация усугубляется тем, что за чертой бедности находятся не только представители социально незащищенных слоев населения (несовершеннолетние, пенсионеры, инвалиды и т.д.), но и многие работающие граждане. Это люди, которые получают такую низкую зарплату, что ее не хватает даже на элементарные вещи: оплату коммунальных услуг, покупку одежды и продуктов питания. Например, в ряде регионов страны (Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Тыва) среднедушевой доход населения составляет менее 20 тысяч рублей в месяц.
Одна из главных причин феномена работающих бедных – общая финансово-экономическая ситуация в стране. Реальные доходы населения по разным причинам (мировой финансовый кризис, международные санкции в отношении России, экономические последствия пандемии коронавируса) падают, как минимум, последние десять лет. Но это одна сторона медали.
С другой стороны, в последнее время наметились серьезные улучшения в этой сфере. Президент в своем выступлении на съезде «Единой России» полгода назад отметил, что экономика сейчас достигла допандемийного уровня, ожидается неплохой рост ВВП. То есть глобальная ситуация постепенно меняется к лучшему. В отличие от последних лет, когда реальные доходы населения постоянно уменьшались, сегодня этот спад удалось купировать, и теперь очень важно, чтобы позитивные макроэкономические изменения отразились и на бытовом уровне, были замечены обычными гражданами.
Понятно, что такие заявления и сопутствующие им социальные выплаты отчасти были связаны с осенними выборами в Госдуму. Однако, действительно, мы видим по объективным показателям, что уровень бедности снизился по сравнению если не с допандемийным уровнем, то, как минимум, с 2020 годом, - реальные доходы граждан пусть немного, но увеличились, отмечается рост производства, низкий уровень безработицы.
Это и есть единственный универсальный способ борьбы с бедностью – развивать экономику страны, наращивать ВВП, что повлечет за собой увеличение уровня реальных доходов населения.
Это общая, глобальная задача, в процессе выполнения которой государство должно помогать социально незащищенным слоям населения различными льготами, пособиями, компенсациями и прочими социальными выплатами. Несмотря на то, что такие льготы и выплаты сами по себе не могут решить проблему, они являются важным подспорьем для граждан и семей, которые находятся за чертой бедности.
Печать