Политолог, эксперт Российского военно-исторического общества (РВИО), эксперт Центра ПРИСП Никита Буранов – о вариантах развития событий после урегулирования конфликта в Казахстане. По ситуации в Казахстане пока рано подводить итоги. Контртеррористическая операция все еще идет, в Казахстан продолжают прибывать российские миротворцы на помощь правительству страны и по его запросу. Но определенные контуры разрешения внутреннего конфликта мы уже видим, и поэтому можно сделать некоторые выводы.
Я склоняюсь к версии о том, что в Казахстане в столь бурных протестах нашел выход большой внутриэлитный конфликт между, условно, большим назарбаевским кланом и новым токаевским, который сейчас только приходит к власти. И есть вероятность, что по итогу происходящих событий Токаев наконец-то станет полноправным президентом, которым он все это время на самом деле не являлся, потому что Назарбаев сохранял за собой определенные посты и власть.
Во многих постсоветских среднеазиатских республиках продолжается жесткая борьба за власть. Достаточно вспомнить известные события в Киргизии, к примеру. Все это не вызывает каких-то особых эмоций, так как Восток – дело тонкое. Вопрос в том, как события в Казахстане отразятся на России и вообще на будущем всей геополитики не только в конкретном регионе, но и в мире.
В настоящее время превалируют две точки зрения по поводу дальнейшего развития событий. Первая – что это все действительно важно для России, потому что позволит, наконец, замкнуть на себе «шелковый путь». Если Россия это сделает, то у нас в руках окажется огромный протяженный маршрут от границ Китая до Евросоюза. Можно себе представить, насколько это мощный инструмент международной политики. Несмотря на то, что Китай пользуется преимущественно морскими путями в доставке грузов, все-таки на всякий случай иметь такой обходной маневр по суше – прекрасная альтернатива.
Либо можно рассматривать в этом ключе второй вариант, исходя из того, насколько заинтересованы или нет в дестабилизации ситуации в Казахстане наши западные партнеры. Некоторые эксперты поспешили обвинить Запад во всем происходящем в Казахстане. Но, если оценить структуру казахстанской экономики, то можно увидеть, что очень много именно западных игроков совсем не заинтересованы в дестабилизации обстановки в стране. Достаточно взглянуть на доли в бизнесе иностранных владельцев, чтобы сделать такой вывод. Напомню, что Тони Блэр, в прошлом премьер-министр Великобритании, был советником Нурсултана Назарбаева.
Поэтому, ситуацию в Казахстане нам только предстоит понять, обладая новыми знаниями, когда конфликт достигнет завершающей стадии. Но, судя по сегодняшним событиям – аресту бывшего главы Комитета национальной безопасности (КНБ) Казахстана Карима Масимова по обвинению в госизмене, появляющейся информации о том, что беспорядки были инспирированы не столько зарубежными, сколько внутренними силами, мы можем судить о том, что произошел заговор внутри страны.
Конечно, такие события никогда не происходят без поддержки извне, но нам только предстоит понять, чья она? Были ли эти 20 тысяч боевиков или нет, почему армия, КНБ и полиция сдали Алма-Ату практически безоружным протестующим и чья воля, точнее, ее отсутствие, за этим стоит. Наконец, не игра ли это Токаева, под соусом возможных старых конфликтов межу Владимиром Путиным и Назарбаевым. В любом случае, вопросов сейчас больше чем ответов, но они появятся обязательно, и, скорее всего, многие эксперты будут удивлены и обескуражены итогами этого, без сомнения, важнейшего события только наступающего нового года на постсоветском пространстве.
Печать