21 декабря в Москве прошел VII Конгресс Российской ассоциации политических консультантов (РАПК). Новым президентом ассоциации был избран Григорий Казанков – политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП. Глава РАПК анонсировал планы масштабных преобразований. Было заявлено о намерении добиваться формального признания профессии политконсультанта, вести работу над созданием профстандарта и инициировать запуск программ подготовки профильных специалистов в вузах.
Инициативы нового главы ассоциации прокомментировал директор Центра прикладных исследований и программ (ПРИСП), член правления РАПК Сергей Румянцев. - Как Вы считаете, в чем заключается ценность формального признания профессии политконсультанта? Какие преимущества этот шаг даст Вашим коллегам? От каких проблем он может избавить их?- С одной стороны, многие уже привыкли к тому, что занимаются своей деятельностью, которой по факту просто не существует. Более того, большинство жили и работали так не один десяток лет. Но назвать эту ситуацию нормальной, неправильно. Действительно, наверное, пришло время настраивать себя на то, что пора выходить «из сумрака». Времена, когда заказчики спокойно расплачивались большими сумками, набитыми «налом», остаются в прошлом. Оплата поступает по безналичному расчету. Значит, пришло время «обелять» и саму профессию.
- Когда речь заходит о выработке профессионального стандарта, возникает вопрос: как он может охватить сразу множество специальностей, которые вбирает в себя политконсультирование? Возможен ли в принципе единый профстандарт для политических юристов, специалистов по АПМ, полевой агитации, райтеров и т.д.?- Выработка профессионального стандарта политического консультанта или политтехнолога - это вопрос важный, но крайне непростой. Им необходимо заниматься кропотливо и взвешенно. Конечно, о едином профстандарте, на мой взгляд, говорить нельзя: действительно, спектр специалистов, профессионально занимающихся вопросами выборов, политических процессов слишком широк для этого. Но если мы говорим о том, что нужно официально признавать профессии «политического консультанта» и «политического технолога», то нужно решать и вопрос с профстандартом. Я думаю, что это будет нечто сродни профстандарту в области юриспруденции, где сейчас прописаны три стандарта - следователя-криминалиста, юриста по конкурентному праву и специалиста по операциям с недвижимостью. В области политтехнологий, я думаю, тоже нужно будет вести речь о нескольких видах групп занятий.
- В чем может заключаться конкретная польза для цеха политконсультантов от внедрения профстандарта?- Профстандарт - это категория, которая позволяет работодателю формировать мнение о соискателе при приеме на работу, основываясь на каких-то критериях. Наверное, мы придем к тому, что политтехнолог будет устраиваться на постоянную работу в специализированную организацию, которая, в том числе, будет нести ответственность за действия своих сотрудников. Тогда и потребуются профстандарты. Прежде всего, при приеме на работу. Но пока до этого еще далеко. Мы находимся в самом начале этого пути.
- Действующие программы подготовки специалистов в области политических профессий зачастую подвергают критике. Отмечают, что практикующие специалисты проводят меньшую часть занятий у студентов. И в целом программы их подготовки построены на освоении теории без выхода на решение прикладных задач. Согласны ли Вы с этой точкой зрения?- Обучение специалистов любой профессии должно быть построено, прежде всего, на тщательном изучении теории, методологии, истории самой деятельности. Практические специалисты, безусловно, должны привлекаться к обучению, но именно факультативно. В любом случае, только выйдя «в свободное плаванье», только начав непосредственно работать на проектах, возможно получить те практические навыки и тот опыт, которые впоследствии позволят специалисту развиваться. Но в основе должны лежать базовые качественные теоретические знания.
- Григорий Казанков в интервью для портала «Выбор народа» отметил, что, по его мнению, экономическая ситуация в стране в обозримой перспективе вряд ли улучшится, и денег на рынке политуслуг станет меньше. Имеет ли смысл при таких вводных создавать новые программы подготовки политконсультантов в вузах?- Скажу так: экономическая ситуация в стране - категория непостоянная. Сегодня она на спаде, завтра она стабилизируется. Завтра начнется подъем, а потом снова - в пропасть. Кто как не специалисты по формированию общественного мнения, по распространению информации нужны в условиях таких перепадов? Считаю, что специалисты, но именно качественные специалисты, нашей профессии будут востребованы всегда: и в условиях кризиса, и в условиях стагнации.
- Новый президент РАПК отметил необходимость противостоять некоторым попыткам избыточного регулирования работы политконсультантов извне. В связи с этим можно вспомнить о недавних правовых конфликтах вокруг публикация данных социологических исследований. Ваши коллеги из Центра ПРИСП уже выразили желание обсудить эту тему на площадке РАПК. Как Вы считаете, с чем связано возникновение «проблемы соцопросов»? И в каком формате возможна выработка путей ее решения?- Я бы все же развел два этих вопроса. Привлечение к административной ответственности за нарушение правил публикаций соцопросов - это история про отсутствие четких формулировок в законе и чрезмерное бюрократическое рвение отдельных подразделений Роскомнадзора. Давно назрел вопрос о том, чтобы дать четкое легальное определение термину «публикация опроса общественного мнения» в том смысле, который заложен в законодательстве о выборах. Напомню, норма эта содержится в разделе о распространении информации о выборах и направлена на то, чтобы формирующие опросы не подменяли собой объективные данные соцопросов. Нужна очень четкая грань между мнением эксперта, высказывающим свою точку зрения на избирательный процесс и данными опросов. И проблема будет снята. Кстати, наша организация готова инициировать широкую дискуссию на эту тему с привлечением как представителей «политтехнологического» цеха, так и сотрудников уполномоченных органов, избирательных комиссий. Думается, что было бы здорово провести совместно с РАПК круглый стол на эту тему.
Вопрос же о недопустимости чрезмерного вмешательства в деятельность профессионального сообщества - это отдельная тема. И в этом вопросе я полностью поддерживаю позицию нового президента ассоциации.
Печать