Кандидат в президенты Республики Корея Хо Ён Гён в случае прихода к власти предложит России взять у нее в долгосрочную аренду часть дальневосточных территорий, что станет первым шагом к созданию совместной зоны экономического процветания в Северо-Восточной Азии. Речь идет о Сахалине, Амуре, Хабаровске, Магадане, Камчатке и Чукотке, где, по его мнению, «проживает много корейцев». «Нам необходимо арендовать у России эти районы, создав пояс экономического развития по направлению Пусан – Владивосток», - подчеркнул Хо Ён Гён.
Подобное сотрудничество – нездоровый прецедент для России, считает политконсультант, эксперт Центра ПРИСП Сергей Гречишников.Когда кандидат, баллотирующийся на высокий пост, выходит с такими заявлениями, это означается лишь одно – ему позарез необходимо поднять свой рейтинг. Поэтому кандидаты не стесняются весьма громких заявлений. И даже если они кому-то покажутся чем-то из области фантастики, сие в любом случае привлечет внимание, и часть рейтинга известности кандидата может быть конвертируема в его избираемость. Это простые, но действенные приемы, отработанные тысячи раз на выборах.
Понятно, что данный кандидат выборы не выиграет. Он аутсайдер, и ему не хватит для победы даже самых эпатирующих заявлений. Но, тем не менее, нам интересна позиция, которая разделяется не только этим кандидатом, но и многими нашими партнерами по Азиатско-Тихоокеанскому региону. Все эти страны очень густо населены, у них хронически не хватает ресурсов. Я не говорю даже о полезных ископаемых, я говорю просто про питьевую воду и пахотные земли. А тут – русский Дальний Восток, необъятный и практически безлюдный.
Но при всем уважении к корейскому народу, а его действительно есть за что уважать, мы не можем серьезно отнестись к подобного рода заявлениям. Я был в Южной Корее, и мне там понравилось практически всё: и люди, и то, как у них устроена жизнь, и отношение к русским. Тем не менее, почему мы не можем принимать такие предложения? Потому что это создаст весьма нездоровый для России прецедент. Нам стоит только запустить на свою землю кого угодно – корейцев, вьетнамцев, японцев – они с необходимостью начнут преуспевать. В этом нет сомнений, поскольку их деловая этика предполагает запредельную для нас страсть к работе, они прекрасно технологически оснащены и сильно замотивированы. И все же, как только мы запустим на условиях аренды любого нового собственника, к нам тут же выстроится очередь из других. А те, кого мы запустим, будут глубоко в сознании держать мысль, что они здесь теперь навсегда. Помните из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» - «Мы так никаких волостей не напасемся». Так что земли казенные раздавать не будем.
У нас ведь есть другие способы развития Дальнего Востока и Сибири. Например, совместные предприятия с жестким квотированием числа иностранной рабочей силы. Приходите с технологиями, вкладывайтесь капиталами, инвестируйте. Но земля останется русской, а прибыль, которую вы станете получать, будет делиться пропорционально договоренностям между российской стороной и иностранными партнерами. Благо успешные примеры такого сотрудничества есть.
Будучи на Колыме, я видел теплицы, построенные китайцами. Да, сами китайцы пока не едят огурцы и помидоры, выращенные ими самими в их же теплицах, в силу того, что эти овощи перенасыщены нитратами и другими не очень полезными веществами. Сами китайцы предпочитают покупать продукцию, выращенную магаданскими фермерами. Хочу сказать, самая вкусная в мире картошка, которую я когда-либо пробовал – это, конечно, колымская картошка. Почвы там вполне плодородные. В силу вечной мерзлоты отсутствуют многие вредители вроде колорадского жука. Значит, не надо пичкать почву пестицидами и гербицидами. Соответственно, и урожай получается отменный по качеству.
Конечно, наши неосвоенные просторы будут манить иностранцев. Уже сейчас чистая сельхозпродукция стоит в разы дороже так называемой «химической». Есть ради чего и померзнуть.
Предвижу резонный вопрос: «А почему же мы сами не можем зарабатывать со своей земли?» Вопрос риторический, но один момент все-таки прокомментирую. Когда в нулевые годы мы работали на выборах в одной из сибирских областей, я, ничтоже сумняшеся, написал губернатору записку о том, что необходимо поднять закупочные цены на говядину, поддержать местных фермеров экономически и, таким образом, обеспечить нам дополнительную электоральную базу. Мне весьма корректно указали, что такие вопросы решаются не на уровне региона, и даже не на уровне России. Есть непубличные договоренности, которые заключаются между мировыми сельхозоператорами. Вот так…
Однако, вернемся в теперешний день. Похоже, сейчас, в наше рубежное время, ряд договоренностей по разделу рынков можно и пересмотреть. А для этого России необходимо быть более настойчивой и жесткой. Пока же не мы играем, а нас играют. Пример - большой ошибкой стало наше вступление в ВТО.
Беда нашей Родины в том, что тактические бизнес-интересы так называемой «элиты» зачастую противоречат стратегическим интересам страны. Однако же, народ не видит теневых финансовых схем. А вот сдачу территорий не заметить будет нельзя. И это еще одна из причин почему предвыборные тезисы корейского кандидата так и окажутся всего лишь пиар-приемом.
Печать