Комитет Госдумы по госстроительству в среду рекомендовал принять в первом чтении законопроект о правилах дистанционного электронного голосования (ДЭГ). Фракция КПРФ его не поддержит: коммунисты давно критикуют существующие правила ДЭГ и даже оспаривали его результаты в суде после осенних выборов в Госдуму. Но частично критика политиков и экспертов была услышана: ко второму чтению в законопроекте о ДЭГ могут появиться отдельные нормы, регламентирующие правила наблюдения за онлайн-голосованием.
Так же как и при физическом общественном наблюдении, цель наблюдения за ДЭГ - обеспечение соблюдения избирательных прав граждан, подчеркивает член ОП РФ, зампред Общественной палаты Мурманской области Юлия Величко.ДЭГ - достаточно новая предвыборная технология в нашей стране. Неудивительно, что вокруг этой системы идет большое количество дискуссий, обсуждений и споров, которые зачастую обрастают фейками.
Например, противники электронного голосования считают, что, если случится технический сбой системы, это может привести к удалению результатов голосов. Однако, Центральная избирательная комиссия, разработчики системы и Ростелеком уверяют, что это невозможно, поскольку в технологию заложен распределенный доступ к информации с применением блокчейна и обязательным использованием нескольких электронных ключей. И это подтвердили общественные наблюдатели за ДЭГ при Центре общественного наблюдения Мурманской области, который размещался на площадке региональной Общественной палаты.
Так же как и при физическом общественном наблюдении, цель наблюдения за ДЭГ - обеспечение соблюдения избирательных прав граждан. Тайна голосования обеспечивалась высокой степенью защиты портала. Голос избирателя был закодирован. Никто не имел доступа к информации, отражающей выбор избирателя. Наблюдатели могли проследить за ходом закодированного бюллетеня от момента выдачи до момента учета голоса избирателя.
Для участия в первом дистанционном электронном голосовании на территории региона через портал государственных услуг предварительно зарегистрировались 49205 избирателей, из них фактически проголосовали 93,5 %. Как руководитель Штаба общественного наблюдения Мурманской области, могу уверенно сказать, никаких
нарушений в ходе электронного голосования в нашем регионе не выявлено. Я сама голосовала электронно. Считаю эту форму голосования очень удобной и надежной.
Но практика использования ДЭГ в 2020 и 2021 годах показала, что необходимо внести ряд корректив в нормативный документ. Сделать единообразными правила использования системы ДЭГ в рамках выборного процесса, и, конечно, правила наблюдения за голосованием, уделяя особенное внимание защите сведений и персональных данных, которые должны оставаться тайными.
Печать