Президент Армении Армен Саркисян подал в отставку, раскритиковав конституцию страны, из-за которой он на своей должности не обладает никакими реальными полномочиями. С его уходом в стране не осталось ни одного высокопоставленного чиновника, нелояльного премьеру Николу Пашиняну и назначенного еще до «бархатной революции» 2018 года.
У Армена Саркисяна есть не так много вариантов, чтобы влиять на внутреннюю политику страны, отказавшись от поста президента, считает политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин.Свое решение об отставке президент (формально, пока еще не бывший) Армен Саркисян объяснил тем, что у него отсутствуют «инструменты влияния на внешнеполитическую, экономическую, инвестиционную политику, отношения с диаспорой». Причины отсутствия этих инструментов Саркисян связывает с действующей конституцией. Напомню, она была принята еще в 2015 году, потом в 2020 году должен был последовать еще один конституционный референдум, но его отменили из-за пандемии.
Конечно, вступая в должность, Саркисян знал о несовершенстве президентского института. Объясняет же он свое решение занять пост тем, что пытался «сделать все, что в моих силах, чтобы избежать дальнейшего углубления внутреннего раскола». Очевидно, что за 4 года пребывания в должности он убедился в бесплодности таких усилий.
Возникает резонный вопрос к Саркисяну: «В каком же статусе теперь он будет пытаться влиять на внутреннюю политику?». Тем более, что в своем заявлении он прямо говорит о необходимости «создания государственной системы, основанной на сдержках и противовесах».
Если как очередной лидер оппозиции, то вряд ли он приблизит достижение национального консенсуса и лишь усилит раскол в обществе. Либо Саркисян намерен добиваться создания некой конституционной комиссии, которая займется политической реформой. Несостоявшийся в 2020 году референдум все же нужно ведь провести.
Еще один возможный вариант, который сейчас обсуждается в Армении, - полный уход из политики. Как сделали, скажем, бывшие премьеры Карен Карапетян или Овик Абрамян. Возможно, Саркисяну как и экс-премьеру Тиграну Саргсяну предложат наднациональную должность в Москве. Но два последних варианта уж точно не позволят Саркисяну реализовать те громкие реформистские обещания, с которыми он уходит с президентского поста.
Печать