Госдума 25 января 2022 г. приняла в первом чтении законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти».
По мнению заместителя директора Института истории и политики МПГУ, члена правления РАПН, эксперта Центра ПРИСП Владимира Шаповалова, новый закон о местном самоуправлении позволит усилить интерес граждан к выборам и увеличить политическое участие людей.Законопроект предполагает серьезные изменения в организации и функционировании института местного самоуправления. Важное место среди новаций занимает правовое регулирование муниципальных выборов. Законопроект уточняет и конкретизирует нормы, касающиеся применения той или иной избирательной системы при выборах муниципальных депутатов.
Выбор избирательной системы является прерогативой субъекта Федерации и муниципального образования. Вместе с тем законопроект устанавливает следующую норму в пункте 7 статьи статьи 43: «Выборы депутатов представительных органов городских округов, муниципальных округов с численностью менее 15 депутатов проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам»; а в пункте 8 оговаривается, что в случае применения пропорциональной избирательной системы распределению между списками кандидатов «подлежат не менее 10 депутатских мандатов».
Иными словами, законопроект предлагает четкие рамки применения на муниципальном уровне пропорциональной системы, не допускающие злоупотребления системой. Предложенная норма уже вызвала критику. В частности, по мнению лидера справороссов Сергея Миронова, отказ от партийных списков превращает собрания депутатов в «карманные». «Об интересах избирателей в этой схеме нет и речи», - считает политик.
Это не так. Во-первых, речь не идет об отмене партийных списков. Возможность сохранения пропорциональной системы на муниципальном уровне сохраняется. Просто решение будет приниматься на уровне региона.
В то же время, думаю, это является очевидным для любого непредвзятого человека: применение принципов пропорциональной системы при распределении малого количества мандатов не имеет никакого практического смысла. Более того, распределение малого количества мандатов противоречит сути пропорциональной избирательной системы, так как не позволяет претендовать на мандаты средним и относительно небольшим партиям.
Негативная реакция СРЗП понятна и даже в каком-то смысле логична. Они боятся за свои места. Ведь пропорциональная система гарантирует места для партий «среднего уровня», фактически создавая для них своеобразную монополию представительства оппозиции.
В то же время расширение применения мажоритарной системы – в интересах избирателей. Ведь при этом они получают своего депутата без посредника в лице партийной машины, каждый избиратель знает своего депутата, депутат несёт ответственность не перед партийными бонзами, а перед избирателями.
Расширение мажоритарной системы также в интересах амбициозных политиков и общественных активистов, которые не будут связаны при этом партийными интересами, а будут ориентироваться на интересы своих избирателей.
Расширение мажоритарной системы также приведёт к росту конкуренции в мажоритарных округах, что послужит развитию демократических процессов, росту интереса граждан к выборам и усилению политического участия людей.
Таким образом, именно интересы избирателей и местного сообщества в целом являются ключевыми при принятии данных изменений.
Печать