Немецкий регулятор MABB постановил, что российский канал RT DE должен остановить вещание из Берлина. Причем, речь идет о прекращении вещания не только на телевидении, но, в том числе, через онлайн, через любые стримы, включая приложение.
Первый зампредседателя комиссии по развитию информационного сообщества ОП РФ, гендиректор телеканала «Санкт-Петербург», эксперт Центра ПРИСП Александр Малькевич охарактеризовал ситуацию с запретом вещания RT как тяжелую, отметив, что у России очень маленький простор для маневра и защиты прав нашего СМИ. Меня знают как последовательного защитника прав российских журналистов и СМИ. Но в этой ситуации что мы можем сделать? Закрыть «Дойче Велле»? Они и так, как уже было справедливо сказано многими экспертами, в том числе Маргарита Симонян поднимала эту тему, смогут все равно продолжать вещать у себя на сайте – как и мы, кстати. Россия что может им конкретно запретить? Выгнать пару их журналистов из России?
Но это ничего не даст. Все равно в настоящее время все получают информацию через интернет. Поэтому ответный запрет «Дойче Велле» в России – пустое дело.
Что же делать? Как минимум, МИД РФ должен потребовать письменное пояснение от немецких властей и регулятора – на основании чего запрещается вещание нашего российского СМИ. Здесь надо действовать оперативно и, конечно, не в режиме воздевания рук к небу. Есть проблема, и на нее должен быть конкретный ответ.
Другое дело, что немецкая сторона наверняка будет тянуть со сроками. И я не удивлюсь, если они в итоге ответят, что RT – какое-то пропагандистское оружие России, поэтому, мол, мы его и запретили.
На мой взгляд, официальный, государственный представитель российской власти должен спросить о причине возникшей ситуации и добиться внятного ответа от Германии. Такой запрос однозначно не должны делать общественники, активисты или сами СМИ. Это дело именно государства.
Мы столько лет шли на компромиссы, что я вообще не удивлюсь, если мы в итоге получим ответ в стиле «захотели и не дали». Снова сбываются мои мрачные прогнозы. Хотя, может быть кто-то и считает, что Александр Малькевич – это такая черная медиа-Кассандра России, но факт остается фактом. Потому что все те негативные прогнозы, что я ранее давал, уже превратились в реальность. Я уже говорил о том, что мы не должны допускать, чтобы в отношении России Запад проводил «тренировку на кошках».
Поясню, что я имею в виду.
Украина разгромила российские СМИ? Да. Что-то ей было за это? Нет. Прибалтика, те же Эстония, Латвия разгромили на своих территориях российские СМИ? Разгромили. Получили за это адекватный ответ? Тоже нет. Мы только выражали возмущение, озабоченность, протестовали, и я сам участвовал в этих акциях, например, в поддержку «Спутника». И что? Я уже тогда сказал, что игра забывается, а счет остается. Наверное, у прибалтийских деятелей, которые запрещали деятельность российских журналистов, были неприятные минуты или дни. Им поначалу было слегка страшновато, а потом оказалось, что все нормально –пронесло. По итогу ведь они никаких проблем не получили из-за этого - ни для себя, ни для своей страны. В том числе не было введено никаких экономических санкций в отношении этих стран.
Соответственно, протестировав нас на таких «малых формах», теперь перешли к крупным. Мы должны понимать, что завтра YouTube может просто снести все каналы RT. Ничего нового, я об этом говорил много раз.
Более того, был и пророческий совершенно, я это часто вспоминаю, мой разговор с Дмитрием Киселевым, на Восточном экономическом форуме еще в 2018 году. Это было еще до того, как на меня начали оказывать давление в США как на российского журналиста. Так вот, в тот раз мы спорили с Дмитрием Константиновичем о том, каковы позиции России в информационной войне. Он сказал, что Россия в ней побеждает, сославшись на то, что у RT на YouTube миллиард просмотров. Я тогда спросил, а что мы будем делать, если YouTube снесет канал RT? Он ответил, что это исключено и такого никогда не будет.
На меня всегда такие заявления производят двойственное впечатление, потому что я, естественно, хочу понять, на чем такие утверждения, такая уверенность, основаны.
Давайте представим себе, что через месяц-два абсолютно скоординировано YouTube снесет все каналы RT. Все и везде. И останется вещание канала только на сайте. Это, понятно, будет для аудитории менее удобно. Такая ситуация в 2018 году уже была с гражданином США Алексом Джонсом: оставили ему только сайт. Даже приложения его удалили из App Store и Google Market. И, как показала практика борьбы с Трампом, при желании, можно и с сайтом создать кучу проблем, отказав, например, в техподдержке.
Это все могут проделать и с нашими российским СМИ на фоне «украинской» истерии. Выход у нас один – развивать собственные IT-системы, пойти по китайскому пути, чтобы иметь собственную альтернативу – и побыстрее. А то, если бы мы все жили, условно, в одном только Фейсбуке, в течение недели можно было бы сделать так, что останутся там лишь те, кто с точки зрения Запада правильный, а голоса тех, кто не нужен, будут заблокированы. И эти люди вообще ничего нигде не смогут сказать. Просто потому, что их внесли в стоп-листы.
И все мессенджеры при этом у них перестанут работать. Большой привет, как говорится.
Печать