Член Совета Ассоциации российских дипломатов, доктор политических наук, профессор РГГУ, профессор кафедры дипломатии МГИМО Владимир Пряхин размышляет о том, почему продолжается фейковая кампания о «нападении» России на Украину.По инициативе Соединённых Штатов Америки Совет Безопасности Организации Объединённых Наций обсудил вопрос о возможности «российского вторжения» на Украину. Постоянный представитель США при ООН г-жа Линда Томас-Гринфилд назвала ситуацию вокруг Украины «опасной», заявив, что «ставки сегодня высоки, как никогда». «Это явная угроза миру и безопасности, которая чревата последствиями», – подчеркнула она. По ее словам, действия России «представляют угрозу не только для Украины, но и для всей Европы и международного порядка».
Было заявлено на разных уровнях, что американская сторона имеет-де реальные доказательства готовящейся «агрессии», хотя доказательства эти так и не были представлены. Российский представитель, естественно, категорически отверг предъявленные американской стороной голословные обвинения. В доказательство их лживости он привёл слова и президента Украины Владимира Зеленского, призвавшего украинцев не паниковать и заниматься своими делами.
Так в чём же дело? Почему вот уже несколько месяцев натовская и, прежде всего, американская пропаганда с маниакальным упрямством твердит о неизбежном вторжении России в Украину. Причины этой пропагандистской кампании не укладываются в рамки очередного раунда информационной войны против России, но носят, на наш взгляд, более глубокий системный характер.
Именно сейчас, когда вашингтонским ястребам четко и внятно дали понять, что Россия не потерпит далее расширения инфраструктуры НАТО на восток, они вдруг осознали, наконец, тот факт, что та самая Россия, о которую они всего двадцать пять лет тому назад вытирали ноги, празднуя победу в «холодной» войне, поднялась с колен. Ни тотальный разгром экономики в 90-е годы, ни 36 драконовских санкций, наложенных с 2014 года, ни беспрецедентная по интенсивности и лживости информационная война эффекта не возымели. Россия была, есть и остаётся великой державой с глобальной ответственностью. Совместно с Китаем и другими противниками мирового господства США она бросает вызов самой идее глобального американского гегемонизма под вывеской «демократизации».
И вот теперь ястребы кусают локти. Могли ли они представить себе в 1991 и тем более в 1993 году, когда под радостные крики вашингтонских доброхотов российские танки стреляли по заданию своего же парламента, что Россия сумеет излечить, казалось бы, нанесенные ей смертельные раны, восстановить экономику и вооружённые силы, уберечь и приумножить научный потенциал и вот спустя четверть века на равных разговаривать со своими оппонентами, как это было недавно в Женеве и Брюсселе.
Конечно, обидно вашингтонским ястребам, что тогда в 1991 году не добили поверженного противника. Ведь любой военный от рядового до маршала знает - победа не является окончательной до тех пор, пока территория противника не занята своими войсками. Вот на этот шаг, на прямую и откровенную оккупацию России тогда американский генералитет и адмиралитет не решился. Возможно, сработал инстинкт самосохранения, потому что в случае появление американских кораблей на рейдах Кронштадта, Мурманска, Владивостока и Севастополя ежу бы стало понятно, что кроется за демократизацией по-американски, осуществленной с помощью американских же агентов влияния. А может быть, и просто решили, что дело сделано, и в оккупации нет необходимости, так как прогноз на дальнейший развал оставшейся части Советского Союза представлялся весьма и весьма достоверным. Сейчас, наверное, стоит воспроизвести этот прогноз как яркий пример политического недомыслия. Вот, что писал, например, тогда идеолог Pax Americana Збигнев Бжезинский в книге под характерным названием «Выбор: мировое господство или глобальное лидерство»: «Китаю, несмотря на все его экономические успехи, похоже, предстоит оставаться относительно бедной страной в течение жизни по крайней мере двух поколений, а тем временем его могут подстеречь серьезные политические осложнения. Россия же - больше не участник забега. Короче говоря, у Америки не имеется и вскоре не появится равного ей противовеса в мире».
И вот этот прогноз не подтвердился. Сейчас уже никто не говорит в Соединённых Штатах о необходимости «купить» Сибирь за 22 триллиона долларов, не делит Россию на новые независимые «республики» и удельные княжества, не закупает оптом по цене трамвайного билета наши новейшие военно-технические разработки, как это было в девяностые годы прошлого века. Очень обидно ястребам в Вашингтоне, что победа в «холодной» войне оказалась призрачный, «парад победы» министра обороны США генерала Гейтса на Красной площади в 1994 г. преждевременным, а Россия снова «участник забега». Но не в гонке за мировое господство, а на Олимпийских играх в Китае, которому Бжезинский тоже предсказывал весьма мрачное будущее в течение ближайших двух поколений.
Но ведь всё-таки удалось что-то прихватить из советского наследства: продвинуть, например, инфраструктуру НАТО к Санкт-Петербургу. Так может быть, если не Россию, то по крайней мере Украину, оккупировать своими войсками, пока у власти в Киеве рулят их марионетки. Создать таким образом мощный и удобный плацдарм для решения глобальной задачи - оккупации самой России, если вдруг удастся снова спровоцировать в ней какую-либо новую крупномасштабную «цветную» революцию. Ведь надежды на это у натовских стратегов по-прежнему теплятся.
И тут в игру некстати вмешивается столь послушной до этого Владимир Зеленский, который мало того, что не торопится спровоцировать новый конфликт на юго-востоке Украины, но и призывает население своей страны не паниковать и спокойно заниматься своими делами. От этого досада вашингтонских стратегов носит ещё более жгучий характер. Куда лучше сейчас подошёл бы покладистой и бескомпромиссно русофобский Порошенко. Но это понимает и Зеленский, для которого сейчас угроза быть свергнутым сторонниками Порошенко носит куда более реальный характер, чем мифическая российская угроза. Поэтому и разошлись во мнениях Вашингтон и Киев по центральному вопросу о пресловутой российской «агрессии». Но желание оккупировать Украину в Вашингтоне есть. Для его реализации необходимо приглашение руководства Украины. Но, во-первых, этого приглашения пока нет. Во-вторых, неясно, какой будет реакция широких масс украинцев на появление американских танков на земле незалежной. Ведь оккупация есть оккупация. Какими бы словесами и лозунгами она ни прикрывалась. Да и реакция России на это может быть весьма и весьма ощутимый.
Вот и мечется американский ястреб, ещё не оправившийся от позорного поражения в Афганистане и пытающийся прикрыть его разнузданной фейковой кампанией или, по-украински, брехнёй. Но на новую военную авантюру этот ястреб вряд ли решится. Она была бы ещё более безнадёжной и рискованной.
Печать