Журналист, эксперт Центра ПРИСП Петр Скоробогатый – о разнящихся оценках экспертов по поводу военной спецоперации на Украине. К концу третьего дня все чаще звучит запрос на оценку эффективности операции России. Люди отошли от первого шока и надеются, что все это хотя бы закончится как можно скорее. В то время как общие оценки ситуации на Украине показывают, что к переговорам никто не готов, а военные втягиваются в затяжные бои. Разрыв ожиданий ведет к паническим оценкам.
Пообщался со специалистами и коллегами. Кое-какие предыдущие мои выводы старшие товарищи скорректировали. Но в целом эксперты общие оценки операции не спешат давать, замысел пока не понятен. Есть разные точки зрения.
Это не анализ, это скорее подбор точек зрения.
1. Есть консенсус, что стартовый день с дистанционным подавлением военной инфраструктуры, ПВО, ВМФ, ВВС на земле, входом на территорию Украины с эффектом внезапности можно оценить чрезвычайно высоко.
2. Операция готовилась давно, вероятно, годами. Это не импульсивное решение. Есть много запасных и альтернативных вариантов дальнейшего хода событий. В таких случаях просчитываются любые исходы.
3. Есть определенное разочарование от того, что вопрос не удалось решить в первые два дня. Здесь нужно сделать важные ремарки. Никто и не думал рассчитывать, что крепкие, сбитые, опытные, прошедшую войну части ВСУ сдадутся без боя. Это свыше миллиона солдат, которые быстро развертываются с гражданки. Было несколько волн мобилизации. 300-500 тысяч человек имеют опыт боевых действий. Накоплено неплохое вооружение, техника, несмотря на все проблемы со снабжением. Идеологическое стойкое ядро. Многие годы чистка СБУ среди командующего состава. Преувеличивать потенциал не стоит, но и иллюзий изначально не могло быть.
4. Узкое окно возможностей быстро выйти из конфликта предусматривало лишь стремительное бегство Зеленского и части политической элиты заграницу. В таком случае сопротивление, в том числе военных на местах, было бы дезорганизовано на старте. Однако этого не случилось. И готовый на любые условия по сдаче в первую ночь президент Украины впоследствии наращивал уверенность при поддержке западных лидеров.
Интересы наших «партнеров» очевидны: как можно более долгая и кровавая мясорубка на Украине. Интересы Зеленского тоже понятны: в дальнейшем на него никто ставку не делает, но, оставляя страну в обороне и возглавив ее, он сохраняет шансы войти в историю.
В дальнейшем
намеки на переговоры использовали для того, чтобы притормозить российское наступление и выиграть время. Вряд ли продвижение ставили на паузу, но после окончания тайм-аута события в субботу заметно ускорились.
5. Представление о том, что Киев можно было взять сходу, десантом или некоторыми подошедшими колоннами, специалисты называют абсолютно дилетантским. Ни за один, ни за три дня, особенно после того, как столица приступила к укреплению обороны. Возможно, есть задача окружить Киев и блокировать, а затем принудить к сдаче. Пока это удалось сделать с северо-запада. Части, подходящие с востока, застряли. Тем не менее, вариант быстрого окружения и тем более штурма столицы, вероятно, мог рассматриваться только в контексте крайне оптимистичного хода событий.
6. Еще раз. Блицкриг не был заложен в канву операции (это опять же дилетантский подход: вообще, условный блицкриг длится не один день, а недели и даже месяцы). Это не тайное знание, это простая оценка опытных военных. Ни штурм Киева, ни сдача идеологически стойких батальонов были невозможны. Испугать, продавить руководство Украины не получилось. А значит, нас ждет полноценная военная операция по всей территории. В идеале маневренная и технологичная.
7. Специалисты обращают внимание, что пока впереди задействованы в основном специальные части вместе с инженерным сопровождением. Они формируют плацдармы, задают направление и ориентируют на местности второй эшелон, который со вчерашнего дня продолжает накопление. Жилые зоны, города, узлы сопротивления обходят. Кадровые части подходят позднее. Или уже ведут бои под Харьковом. Это другой контекст боевого контакта, более плотная поддержка артиллерии и воздуха, иное качество снабжения.
Очень заметно нежелание воевать в городах, бить по людям, даже военным. Очень не хватает ударов с воздуха, так как много случайных потерь. Россия не хочет картинок «как в Сирии».
8. Уже заметно стремление организовать котел или несколько котлов на востоке Украины. Поэтому начинает сыпаться фронт на Донбассе. Украинские части пытаются постепенно отходить к Днепру, что позволит сохранить обеспечение и маневренность, а также связь с центром страны.
9. Задачи ближайших дней – взять Харьков, Мариуполь, Сумы, Чернигов, Бердянск, Запорожье, Херсон. Это обрушит оборону на востоке. В центре и под Киевом будет чуть проще.
10. Прогноз по продолжительности операции 2-3 недели.
Печать