Военная спецоперация в Донбассе и конфликт с Украиной выявили несколько значимых факторов: агрессивная информационная война, напряженность среди россиян и потенциальные финансовые проблемы. В некоторых СМИ появилась информация, что в связи с последними геополитическими событиями рассматривается вопрос о переносе выборной кампании 2022 года на 2023-й.
Самой главное в данной ситуации – сохранить непрерывность власти, подчеркивает политконсультант, эксперт Центра ПРИСП Сергей Гречишников.Россия столкнулась с беспрецедентным вызовом, которого не было с 1941 года. Ситуация, которая сейчас складывается, несет в себе элемент непредсказуемости и сопровождается высокой степенью социальной тревожности. Естественно, все это сказывается на электоральном поведении.
Избирательные кампании начинаются в ситуации специальной военной операции. И это будет доминирующим фактором, который формирует электоральные установки. Сама военная операция скоро завершится. Но противостояние с Западом сохранится. И санкции будут серьезно сказываться и на благосостоянии населения, и на его политической активности.
В этой связи специалистам, которые сейчас разрабатывают стратегии избирательных кампаний, необходимо учитывать, что общество поляризировано. Но не власть! Все парламентские партии поддержали начало специальной военной операции. Это означает, что в отношении данного события оппозиционных партий в парламенте нет. Поэтому люди, которые когда-то в пику «Единой России» голосовали за КПРФ или ЛДПР, а среди них много либерально настроенных, уже не будут голосовать за КПРФ, ЛДПР и тем более за «Справедливую Россию». И не за «Новых людей», поскольку голосовавшие за эту партию либерально настроенные избиратели уже понимают, что их мнение новая партия не сильно учитывает.
Сейчас у России всего два выбора. Либо мы соглашаемся на условия Запада. Либо мы говорим «нет» и продолжаем борьбу.
На мой взгляд, у нас только второй выбор. Это нужно принять и понять, что сейчас вся нация находится в одной лодке, где от каждого, от матроса до командира корабля, зависит выживаемость судна. Люди, которые сейчас пытаются выходить на митинги, либо возмущаются на кухнях, должны понимать, что все находятся в одинаковом положении. И в такие исторические моменты необходимо сплачиваться, осознавая, что это самое серьезное, что может быть в истории нации. По сути дела, это коллективный экзистенциальный выбор. Позади нас просто стена, отступать некуда. Всё.
Возвращаясь к выборам, думаю, что отменить их не должны. Поскольку жизнь в государстве должна идти максимально привычным образом. Все институты государства должны работать, в том числе и политические.
На мой взгляд, выборы пройдут. Есть гипотеза, что в либерально настроенных аудиториях будут выигрывать самовыдвиженцы или представители непарламентских партий, которые по факту могут дистанцироваться от поддержки специальной военной операции.
Ну а губернаторы, как люди государевы, должны транслировать одну и ту же идеологию: ценность Родины абсолютна, не дрогнем, будем бороться до конца. И все. Шаг влево, шаг вправо – уже недопустимо.
Если посмотреть чуть дальше, в 2024 год, на президентские выборы, то тут надо отметить, что когда президент со всей нацией идет ва-банк, принимает решения исторические, естественно происходит радикализацияв принятии и политических решений. И тут главное – при любых внешнеполитических событиях и внутриполитических раскладах сохранить непрерывность власти.
Власть должна работать. Должны работать правоохранительные органы, суды. Должно быть обеспечено функционирование ЖКХ. То есть, граждане должны понимать, что наверху есть кто-то, кому делегировали право распоряжаться и отвечать за выполнение государством функций. Если власть прерывается, тогда нация как исторический субъект исчезает.
Даже в 1917 году мы смогли сохранить принцип непрерывности власти, потому что большевики прекрасно понимали, что это такое и зачем это нужно. Поэтому были взяты банки, телеграф, телефон, почта, вокзалы и так далее. Мы сохранили, между прочим, дипломатические отношения с зарубежными странами. И как политический субъект с мировой арены не исчезли, с нами приходилось считаться всем. И это надо помнить.
А предстоящие выборы, конечно, будут проходить непросто. Это вызов, который впервые на себя берут российские политтехнологи.
Печать