В начале марта наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман Аль Сауд отказался от телефонных переговоров с президентом США Джо Байденом, который хотел обсудить ситуацию вокруг Украины и возможность наращивания нефтедобычи для снижения мировых цен на углеводороды. Как сообщила «Уолл-стрит джорнэл», после того, как лидера ближневосточного государства отказался общаться с главой Белого дома, он провел телефонные переговоры с президентом России Владимиром Путиным.
У Саудовской Аравии сейчас чрезвычайно выгодное положение. И, конечно, саудиты пользуются экономической конъюнктурой, настолько насколько могут ее ухватить, комментирует сложившуюся ситуацию заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов.Есть достаточно большое количество факторов, которые такую позицию обуславливают, хотя в нашем сознании и превалирует знаменитое соглашение американцев и саудитов от 1986 года, которое самым пагубным образом сказалось на позициях Советского Союза. Есть даже мнение, что данное соглашение было одним из ключевых элементов экономического кризиса в СССР. Но надо понимать, что это было совершенно другое время и совершенно другие обстоятельства. Как мы помним, это был Афганистан, а не Украина. И совсем другие интересы были у саудитов.
Сейчас есть фактор Байдена. Есть явно выраженная позиция истеблишмента демократической партии США на пересмотр отношений с Саудовской Аравией. Это очень хорошо видно. Это не Трамп, это совершенно другой подход. И это подход на демонтаж, причем по инициативе США, прежней Антанты между США и Саудовской Аравией.
Второй момент. Мы видим, что параллельно с отказом американцам у саудитов развивается дружба с китайцами. И это еще более интересная линия. Поскольку она свидетельствует о том, что может произойти фундаментальное изменение позиций Саудовской Аравии в глобальной политике. Пока еще нельзя сказать, что этот процесс завершился. Рано говорить о том, что он даже начался, но симптомы разворота Саудовской Аравии от Соединенных Штатов к Китаю уже видны.
Третье и самое важное - это экономическая конъюнктура. У Саудовской Аравии сейчас чрезвычайно выгодное положение. И, конечно, саудиты пользуются этой конъюнктурой, настолько насколько они могут ее ухватить. Какой им смысл отказываться от потока денег, который льется им в карманы. Никакого смысла нет, и уж точно не за Украину.
И тут важно обратить внимание на российское направление саудовской политики. Хотелось бы выделить несколько реперных точек. Одну из них я уже назвал – это 1986 год, антисоветская позиция, которая была пролонгировна в 90-е. А вот в 2003 году все начало меняться.
Россия вступила в качестве наблюдателя в курируемую Саудовской Аравией организацию Исламская конференция. Подчеркиваю, Россия единственная крупная немусульманская страна, которая когда-либо состояла и состоит в этой организации. Пусть в качестве наблюдателя, но тем не менее, это фундаментальный поворот в российско-саудовских отношениях.
Следующая реперная точка – это «ОПЕК+». Удобный и для Саудовской Аравии, и для России формат, который позволяет, пусть не без труда, пусть в процессе дискуссий, но согласовывать ценовую политику на глобальном рынке. И Саудовской Аравии нет никакого смысла отказываться от этого очень удобного эффективного механизма, который есть у них в руках и который обусловлен позитивными отношениями с Россией.
Вот эти факторы сейчас и определяют позиционирование Саудовской Аравии, которая, не являясь стороной конфликта, де факто даже существенно помогает России.
Печать