Владимир Путин поручил «Газпрому» перевести контракты в рубли. Президент заявил, что в ближайшее время Россия перейдет на оплату поставок газа в недружественные страны за рубли, и поручил ЦБ и правительству за неделю определить порядок совершения соответствующих операций с Европой.
Основной вопрос, что будет делать Россия, если Запад откажется платить за газ рублями, считает политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников.Западные партнеры далеко неоднозначно на это отреагировали. В контрактах прописана торговля за доллары и никаких рублей там нет. Вопрос, как эти контракты будут пересматривать?
Вообще-то, вопрос - почему Россия должна выполнять контракты с Западом остается загадкой? Исходя из того, что Запад ввел против России ряд санкций, и сам свои контракты выполнять не собирается. Более того, не поставляет в РФ материалы и товары уже даже оплаченные, считая себя не обязанным выполнять контракты с Россией, никаких обязательств у РФ перед Западом в нынешней ситуации нет. Но пока вопрос открытый.
Что будет, когда западные партнеры откажутся покупать газ за рубли? Например, скажут, контракты в долларах, хотите, будем перечислять. Да, выручку, которую мы перечислим, будут арестовывать, вы этих денег не увидите, но ничего другого не будет. Россия закроет поставки газа? Вот это основной вопрос.
Как дальше Россия будет идти в данном направлении. Когда рубли не будут поступать в Россию, потому что не будут играть по эти правилам, что сделает Россия? Сделает вид, что ничего не произошло, или газопроводы остановятся?
С другой стороны, если все сработает, торговля газом за рубли все равно остается полумерой. Конечно, статус рубля повысится, рубль будут покупать. В этой ситуации государству недооцененный рубль невыгоден. Но это не поменяет основные принципы.
Если мы продаем за рубли, мы не начинаем формировать рублевую цену. Цена сформирована в долларах, он остается основной единицей ценообразования. Иными словами, мир долларовым остается, просто мы пересчитываем эту долларовую цену в рубли по нашему курсу. Вот и все.
На мой взгляд, здесь важен следующий шаг - отвязать цену за газ, а желательно и за нефть, которые мы продаем от доллара. Формировать цену в другом эквиваленте, предположим в золоте, а затем пересчитывать на рубли или любую другую валюту. И делать это не только со странами, признанными недружественными. А в принципе ценообразование российского экспорта определять не в долларах. Вот это будет серьезный шаг, выход из долларовой системы.
Печать