Журналист, эксперт Центра ПРИСП
Петр Скоробогатый в своем
Telegram-канале продолжает
следить за обстановкой на Украине.
Украина. Итоги 26.03.2022. Тридцать первый день операции.
Итоги первого месяца специальной операции России на Украине вчера исчерпывающе описало Минобороны на брифинге. Со всеми заявленными радостями и успехами согласен, вместе с коллегами мы часто их описывали. Позволю сегодня отметить вопросы или замечания к итоговым выступлениям накануне.
1/11.Погиб 1351 военнослужащий, 3825 получили ранения. Без оценок, просто это всегда должно стоять в начале подведения итогов. Вечная память. Надо понимать, что в этих данных не учтены потери сил Луганской и Донецкой Народных Республик, а они бьются на самых жёстких и кровопролитных фронтах, в том числе доминируют среди штурмующих в Мариуполе и пробивают восьмилетний фронт Донбасса.
2/11.Россия рассматривала два варианта ведения спецоперации: в границах ДНР и ЛНР или на всей территории Украины. Второй вариант выбрали, чтобы не дать Киеву подпитывать «свою военную группировку», заявил начальник Главного оперативного управления Генштаба Вооруженных сил России Сергей Рудской. По словам Рудского, «ход операции» подтвердил, что решение было правильным. «Спецоперация проводится Генеральным штабом в строгом соответствии с утвержденным планом».
Тут возникает вопрос, так как снабжение донбасской группировки не только не прервано. Но и внутри большей части Левобережья у украинцев сохраняется возможность оперировать резервами, выстраивать вторую и третью линии обороны. Более того, столь активно прогнозируемый «большой» котёл не только не был замкнут, но даже не начинал загибаться. Как раз благодаря постоянно подбрасываемым резервам к Изюму и Курахово.
3/11.Уже очевидно, что на данной фазе операции не стоит ждать стремительных операций по захвату новых территорий и внезапных усилений фронтов. Они были логичны в предыдущие недели, оттого наблюдатели всё ждали «второй фазы» или «второй волны», но так и не дождались. Теперь фронт стал позиционным и переваривается наличными силами. Следующую стадию обеспечит группировка, вышедшая из боёв за Мариуполь. Кроме того, мы видим подход отдельных сводных частей из Чечни, Осетии, Бурятии. Для контроля тыла введены сводные части Росгвардии.
Но регулярные части ВС РФ не вбрасываются в операцию. Возможно потому, что обязаны подпирать тылы на иных территориях страны в условиях полномасштабного конфликта с Западом. Или потому, что справляются имеющиеся части. Или есть иные причины.
Есть наблюдатели, которые говорят о необходимости всеобщей мобилизации, но ведь и до неё остались резервы. Например, лишь примерно неделю назад дали сигнал на привлечение добровольцев для тыловых задач – их оформляют на контракт (добровольцы в рядах ЛДНР и на фронте работают изначально, сейчас их также вновь набирают). Не призваны (и не наняты) военнослужащие из запаса. Судя по всему, есть многочисленный резерв из иностранных солдат – как наёмных, так и идейных.
«Поступает много обращений от россиян, желающих принять участие в операции на Украине, выразили готовность сражаться на стороне народных республик более 23 тысяч иностранцев из 37 стран. В МО РФ предлагали руководству ЛНР и ДНР принять эту помощь, но они заявили, что будут защищать свою землю сами. Сил и средств у них достаточно».
4/11.Ещё заявление Сергея Рудского: возможность штурма заблокированных на Украине городов не исключена, но главная цель российских военных — это полное освобождение Донбасса. По его словам, Россия изначально не планировала штурм этих городов, чтобы «не допустить разрушений и минимизировать потери среди личного состава и мирного населения».
Генштаб не обязан делиться с нами дальнейшими планами операции, однако вопросы очевидны: что делать с Украиной, которая после ликвидации группировки на Донбассе не согласится капитулировать? Как денацифицировать и демилитаризировать остальную территорию? Как это виделось изначально, если речь шла только про Донбасс? Придётся ли штурмовать все города Украины? Какие силы потребуются для контроля или временной оккупации? Для борьбы с партизанами, которых уже готовит Киев?
С другой стороны, есть варианты, при котором первые большие поражения и наступление экономического бедствия, разрыв реальности с пропагандой, страх и отсутствие западной поддержки вкупе со стойким намерением Москвы довести операцию до конца надломят украинскую оборону. С военно-технической точки зрения для этого уже сейчас есть все основания.
5/11.Вопрос о будущем российской операции не праздный: его ждут многие на подконтрольной России украинской территории. В том числе и военные. Ведь по базовой стратегии никакого сплошного контроля над территорией не предполагалось. Вместо этого блокпосты на важных трассах и у городских выездов, опорные базы для контроля больших пространств.
Южная часть Украины была нужна для выхода на оперативный простор и бесперебойного обеспечения. Поэтому российские силовики теперь патрулируют Мелитополь, Херсон, Бердянск, Энергодар. Отдельные выступления украинских активистов подавлены. Руководство городов сотрудничает. Либо уже появляется новое, пророссийское. Транслируются российские ТВ- и Радиоканалы. Восстановлено ж/д сообщение с Крымом. Предприниматели ездят за товаром в Россию. Во многих населённых пунктах уже нет украинских флагов. Запущена система расчётов в рублях.
В Херсонской области и на юге Запорожской области Украины, подконтрольных российским военным, «начали формироваться новые военно-гражданские администрации, запущен процесс трансляции российского телерадиовещания, люди все шире в расчетах используют российские рубли. «Всё это шаги в верном направлении, ведь юго-восток Украины всегда являлся важной частью русской цивилизации, был Таврической губернией», — сказал постпред Крыма при президенте России, вице-премьер региона Георгий Мурадов.
6/11.Сложнее с северной частью Украины. Там до сих пор не взяты Чернигов и Сумы, нет присутствия в ряде мелких городов. Это вопрос логистики: российские военные контролируют исключительно трассы условно Киев-Гомель и Киев-Белгород. На них висит снабжение киевской группировки ВС РФ. Остальная часть севера находится в стороне и вроде бы не требует сил. Однако там остаются отдельные военные части ВСУ, не говоря о бойцах теробороны. Они пришли в себя и начинают серьёзно беспокоить и харьковскую, и киевскую группировки ВС РФ.
В Сумской области напротив друг друга стояли украинская и российская базы в городках Тростянец и Ахтырка. Перестреливались, устраивали артдуэли. Накануне, видимо в результате атаки, украинцы побили несколько единиц нашей техники. Россияне отошли, теперь придётся возвращать. Таких историй будет больше, если не затратить силы на зачистку этих районов.
Сегодня ВС РФ зашли в Славутич, зачистив лёгкие заслоны. Поговорили с начальством, посмотрели на 100-200 человек проукраинского актива и вышли, заручившись обещанием не стрелять в спину. В этом случае о военно-гражданских администрациях говорить не пришлось. В Славутиче живёт до 3000 работников Энергоатома, и Россия заинтересована в налаживании ротации работников Чернобыльской АЭС. Но что делать с остальными населёнными пунктами большой вопрос. Ведь помимо прочего, у них расклеивается экономическая и социальная жизнь.
7/11.К фронтам. Мариуполь.
Силы Донецкой народной республики в субботу заблокировали украинских националистов в Мариупольской промзоне, заявил представитель народной милиции Эдуард Басурин. По сообщениям с мест, ряд территорий жилой застройки ещё остаётся под украинцами, но, во-первых, город наконец-то разрезан на два котла, как минимум огневым контролем. Оборона распадается. Защитники пытаются смешаться с гражданскими и выйти из города.
Во-вторых, в целом действительно удалось сжать кольцо вокруг Азовстали, гигантской промки с десятком разных заводов, и обеспечить контроль практически всего периметра. Здесь находится главная база и все оставшиеся ресурсы «Азова». Вопрос в том, каким способом будут зачищать эту зону. Украинцы надеются на повторения обороны донецкого аэропорта, который держался практически четыре месяца. Но здесь иные условия. Нет связи «с большой землей», есть возможность бомбить с воздуха и до основания.
8/11.Другие интенсивные новости из Изюма. Российская группировка перемолола подходившие резервы ВСУ и оттеснила фронт значительно южнее города в район Каменки и Старой Каменки. Судя по всему, бои за этот плацдарм ещё продолжаться, его стратегическое значение для всей донбасской группировки чрезвычайно велико. Впрочем, украинцы оборудуют новые линии обороны уже по вектору Павлограда.
В Славянске и Краматорске продолжаются артиллерийские и воздушные обстрелы военной инфраструктуры. Города постепенно готовят к штурму. В районе Севердонецка и Лисичанска, Попасной и Рубежного бои локального значения.
9/11.Под Курахово продолжает неспешно катится фронт ВС РФ и ДНР в подбрюшье донецкой группировки. Развиваются успехи предыдущих дней в прорванных позициях в Марьинке и Верхнеторецком – это значит идёт дозачистка. В данный момент идут бои за стратегически важные населённые пункты Новомихайловка, Новобахмутовка, Троицкое. Их занятие серьёзно изменит конфигурацию фронта в этом районе.
10/11.Харьков, Киев, Николаев, Кривой Рог, Гуляйполе – бои местного значения. Никаких контрнаступательных результатов ВСУ не замечено. Российские ракеты тем временем прилетают по нефтебазам и военным городкам. Сегодня несколько раз досталось инфраструктуре Львова и Киева.
11/11.Напоследок: серьёзное обострение в Нагорном Карабахе. 24 марта азербайджанцы вторглись в зону ответственности российского миротворческого контингента продвинулись вперед и заняли село Парух, но были остановлены миротворцами. Сегодня они повторили попытку продвижения. Вспыхнули перестрелки. Азербайджанские военные нанесли 4 удара по армянским подразделениям 4 удара с беспилотников "Bayraktar-TB2". С армянской стороны сообщают о как минимум 3 убитых и 15 раненных. Российские миротворцы призывают азербайджанцев к отводу войск.
Карта для детального изученияVK
Печать