Политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Алексей Аксютенко размышляет о феномене ажиотажного спроса на товары народного потребления во времена государственных смут.Ажиотажный спрос на продукты, который мы, скажем честно, наблюдаем не впервые, объяснить как-то логически невозможно. Наверно, можно определить нюансы. Если, например, в 2014 году скупали гречку, ставшую внезапно дефицитным товаром, то сейчас это сахар. Почему, сказать трудно.
Насколько мне известно, Россия с успехом производит сахар, и каких либо экономических предпосылок, которые бы могли разрушить это производство, нет. Ну, и в целом сахар не является продуктом первой необходимости. Логичней было бы скупать соль и спички….
Разве что этот сахарный ажиотаж можно объяснить талантом маркетологов. Поскольку то, что сейчас происходит, это ни что иное как создание искусственного ажиотажа и получение сверхприбыли на продаже продуктов, которые никогда рекордов не били. По большому счету, это фейковый маркетинг.
Ну а очереди за телефонами американского производства, как и церемония прощания с McDonald’s – это уж вообще из разряда утопий. Хотя, прощание с картошкой и котлетой, наверно, можно отнести к грамотному маркетингу. Заведения фастфуда за день делали месячную выручку. А само прощание затянулось на три дня.
Но покупка телефона за несколько сотен тысяч рублей, который по воле производителя в один день может стать обычным кирпичом, ничего кроме благоговейного оцепенения лично у меня не вызывает. Я уже не буду комментировать огромные очереди за золотом и долларами. Хотя, в целом можно констатировать, что страна жила не так уж и плохо…
Но, к сожалению, все эти картины показывают, что в России при давно сформированном потребительском отношении к жизни все еще живы фантомы СССР. Причем не позитивных сторон Советского Союза, а страха перед дефицитом конца 80-х, начала 90-х годов. Более того, некоторые люди, стоявшие в тех же сахарных очередях, явно хорошо себя чувствовали. Как будто вернулись в те времена, кода были молоды, сильны и могли плечом подвинуть соседа, чтобы взять товар раньше.
Как говорил профессор Преображенский: «Разруха не в клозетах….».
Печать