Западные санкции, введенные в ответ на начало спецоперации российских войск на Украине, затрагивают в первую очередь сферу экономики. Однако некоторые из них носят откровенно гротескный вид и являются скорее символическими. Их влияние на российскую экономику оценили первый заместитель декана факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ Павел Селезнев и руководитель департамента английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ Марина Мельничук. Пытаясь
нарастить свой «санкционный арсенал», Соединенные Штаты все чаще вводят откровенно лишенные смысла запреты. Например, Вашингтон ввел запрет на импорт алкоголя и морепродуктов из России. К каким последствиям для РФ это может привести?
На долю Америки приходится всего 2% экспорта алкогольных и безалкогольных напитков из России. По этому показателю США занимают лишь 14 место в рейтинге торговых партнеров РФ. В том числе американцы вывозят из России лишь 4,82% идущей на внешние рынки водки.
В случае морепродуктов ситуация столь же печальная для Вашингтона. Львиная доля российского экспорта рыбы и «гадов морских» приходится на 5 государств – Южную Корею, Китай, Нидерланды, Японию и Белоруссию. Объемы товаров этой категории, закупаемых США, остаются более чем скромными.
Отдельно стоит упомянуть запрет администрации Байдена на экспорт в РФ предметов роскоши американского производства. Белый дом оценивает стоимость американского экспорта предметов роскоши в Россию примерно в $550 млн в год. Для сравнения, общий объем экспорта США на рынок РФ в 2021 г. составлял почти $16,9 млрд. Т.е. Соединенные Штаты отказываются приблизительно от 3% своего экспорта в Россию. При этом возникает закономерный вопрос: неужели американские чиновники полагают, что крупный российский бизнесмен уровня главы ТНК, способный заплатить, условно, $1 млн за премиальные часы, не сможет заказать себе точно такое же изделие нигде, кроме как у официального представителя данной фирмы в России?
При этом стоит напомнить об общей роли Соединенных Штатов во внешней торговле России. В 2021 г. на долю «страны свободных и родины отважных» приходилось только 4,44%, против 4,25% у Турции и 4,68% у Белоруссии.
Последние американские санкции можно было бы оценить сугубо сквозь призму юмора, если бы не общие последствия политики Белого дома как для взаимоотношений России и США, так и положения наименее социально защищенных граждан Соединенных Штатов.
Белый дом готов яростно биться за права подданых других государств, но проявляет удивительную глухоту, когда речь заходит о положении самих американцев. Фильм «Земля кочевников» недаром был признан лучшей кинокартиной 2020 г. Американский истеблишмент медленно, но уверенно душит средний класс США.
Доля домохозяйств со средним уровнем дохода в Америке сейчас приближается к рекордно низкой отметке за последние 50 лет. В 2015 г. Pew Research Center установил, что к среднему классу в США относится не более 50% жителей. При этом падение благосостояние среднего класса в том числе протекает за счет увеличения доходов небольшой группы сверхбогатых американцев (приблизительно 9% населения). Социологи и экономисты утверждают, что за период 2000 - 2016 год гг. после двух рецессий лишь у 19% американцев реально выросли доходы.
Прочие американцы все чаще сталкиваются с угрозой бедности. В 2021 г. одна лишь средняя стоимость жилья в США выросла на 40%, в результате чего огромное количество людей были вынуждены жить в трейлерах или собственных машинах. Именно по ним в первую очередь бьет рост цен на топливо, вызванный отказом команды Байдена от закупок российских углеводородов.
Белый дом призывает американцев сплотиться в «битве за демократию». Однако на практике она легко может обернуться крупнейшим кризисом народовластия в США за последние сто лет. Авантюрная политика Белого дома может подорвать благосостояние миллионов американских семей, разрушая фундамент демократии в США – массовый средний класс.
Печать