В России фиксируется отток трудовых мигрантов. Как пишут «Ведомости», представители азербайджанской, таджикской, узбекской и казахской диаспор в России рассказывают, что после введения антироссийских санкций мигранты начали уезжать на родину из-за того, что упал курс рубля. По мнению некоторых экспертов, это может сказаться на сфере услуг, строительстве и ЖКХ.
В последние два-три года в России в принципе ужесточается законодательство, регулирующее пребывание на территории РФ иностранцев, в том числе и мигрантов, отмечает первый зампредседателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, президент правления СРО Союз «Содружество Миротворец» Михаил Аничкин.
Миграционный поток формируют как внешние, так и внутренние условия. В последние несколько лет, с учетом эпидемии ковида, которая захлестнула не только нашу страну, но и весь мир, были достаточно жесткие условия для проживания, в целом. Это первый фактор, который очень серьезно повлиял на формирование потока рабочей миграции. Потока тех трудовых ресурсов, которые шли в ту или иную сторону.
Если говорить про нашу страну, то последние два-три года все-таки идет процесс упорядочивания работы мигрантов и по ужесточению законодательства, касающегося пребывания иностранцев на территории России. И это, кстати, позитивный процесс.
Идет стремление к принятию официальных мигрантов и борьба с нелегальной миграцией – это положительная тенденция дает весомые результаты. Особенно при той негативной оценки роли мигрантов в формировании общественной среды, которая подчас звучит и в прессе, и со стороны населения, и которая, к сожалению, имеет свои основания.
Эта работа, с моей точки зрения, должна продолжаться, и меры должны быть достаточно жесткие. Именно по созданию системы легальной миграции. Наверно, отдельные какие-то моменты все равно останутся, как и во всех странах мира. А тут все зависит от того, насколько наши правоохранительные органы будут заниматься и работой по чистоте кадров, которые связаны с мигрантами. Не секрет, что это достаточно большое поле для коррупции. И, опять-таки, это есть во всем мире.
То, что касается нынешней ситуации, да, она сложная. Но, во-первых, в какой-то мере поможет разобраться, а кто нам собственно нужен. Какая часть мигрантов должна оставаться в стране. Во-вторых, это будет заставлять предпринимателей переходить в легальную сферу, несмотря на то, что маржинальность бизнеса уменьшится. И постепенно, я думаю, рынок выправится. А если бизнес пересмотрит свой подход к оплате труда по тем специальностям, которые заняты сейчас мигрантами, то постепенно эти профессии начнут быть привлекательными и для жителей нашей страны.
Мы уже сейчас в ряде отраслей это видим. Медленно, но идет замена мигрантов коренным населением. Это, можно так сказать, последствия ковида. Пандемия, с одной стороны, очень здорово потрепала рынок трудовых ресурсов. Но с другой, когда мигранты вынуждены были уехать, рынок заместил их коренными жителями, которые пошли работать, но уже на других условиях. Отмечается также и рост интереса молодежи к получению рабочих специальностей.
Я думаю, и тот санкционный режим, который сейчас определяет многие тенденции, в том числе и с мигрантами, дает очередную возможность рынку упорядочиться естественным путем.
Печать