Переговоры российской и украинской делегации в Стамбуле прошли конструктивно. Об этом заявил глава российской делегации Владимир Мединский по завершении очередного раунда переговоров в Стамбуле. Глава российской делегации подчеркнул, что Россия делает шаги по деэскалации конфликта навстречу Украине, они касаются политической и военной частей.
Самое важное, что переговоры состоялись, комментирует ситуацию политолог, заместитель директора института истории и политики МПГУ, член правления РАПН Владимир Шаповалов.Есть позитивные подвижки, к которым можно отнести более четко сформулированную позицию Украины по нейтральному статусу и созданию системы сторон-гарантов данного статуса. А также невозможность проведения военных учений на территории Украины без согласия гарантов. Это важный пункт в вопросе демилитаризации Украины.
В то же самое время вести речь об успехе переговорного процесса пока рано, принуждение к миру продолжается. Изменение позиций украинской стороны, безусловно, продиктовано теми военными и политическими потерями, которые несет Украина. И, конечно, позицией Джо Байдена, которую он обозначил в рамках последних переговоров. Фактически после визита президента США в Европу позиция Украины была скорректирована, окончательно сформировалось представление о том, что переговоры необходимо вести дальше и делать уступки России.
Что касается турецкой стороны, то она явно пожинает свои дивиденды. Статус посредника всегда очень значим. Реджеп Эрдоган добивался этого с момент начала конфликта, и в определенной степени он этого статуса достиг. Что, безусловно, поднимает ставки Эрдогана. В том числе в отношениях с западным сообществом, потому что там существовала внутренняя конкуренция – я бы даже сказал внутренний конфликт - с Эммануэлем Макроном, который также претендует на статус посредника. Предложения о посредничестве делали и некоторые другие страны, например, Швейцария. Но тут хочу подчеркнуть, что со швейцарским нейтралитетом давно покончено. Несмотря на то, что Турция очень сложное государство и член НАТО, она не ввела санкции против России. Поэтому в данном конфликте Швейцария – не нейтральная сторона, а Турция – более нейтральна, чем Швейцария.
Возвращаясь к Украине и к переговорам. Тут мало нейтрального статуса. Украина станет нормальным соседом для России, когда снесет Бандеру и Шухевича. И уберет из всего информационного пространства проповедь ненависти к России. До этих пор Украина не может рассматриваться Россией в качестве доброго соседа, с которым можно вести дела. Это очень важные вопросы, которые должны быть решены в рамках переговорного процесса. Ну и, безусловно, не может идти никакой речи о пересмотре статуса Крыма, как и о пересмотре статуса Луганской и Донецкой народных республик. Ни при каких обстоятельствах.
Статус ЛНР И ДНР может быть пересмотрен только по решению народа Донбасса. Мы слышали заявление лидера Луганской республики о возможном проведении референдума о вхождении в Российскую Федерацию. Такое предложение может рассматриваться народом Донбасса, но никакого возвращения к Минским соглашениям или какому-то иному формату быть не может.
Кстати, пора бы уже киевским переговорщикам уйти от формулировки ОРДЛО, которая, с моей точки зрения, не отражает реальные политические правовые процессы и является очень странной. Это не отдельные районы Донецкой и Луганской областей, это Донецкая и Луганская народные республики. Суверенные государства.
Я думаю, что уже впору называть киевскую сторону – отдельные районы Украинской республики, поскольку о целостном украинском государстве, конечно, уже речь не идет.
Печать