Фото с сайта: pixabay.com
al-grishin
Западные санкции, введенные в ответ на начало спецоперации российских войск на Украине, затрагивают не только сферу экономики. Против России развязана полноценная гуманитарная война.
Ее подоплеку и дальнейшие перспективы развития оценили первый заместитель декана факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ Павел Селезнев и руководитель департамента английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ Марина Мельничук. В ходе недавнего выступления в Палате общин министр цифровизации, культуры, СМИ и спорта Великобритании Надин Доррис заявила: «Культура – это третий
Марина Мельничукфронт противостояния на Украине». И ее слова недалеки от истины: не только власти, но и общественность зарубежных государств объявили настоящую войну российской культуре.
Жители Флоренции обратились к мэру города с просьбой снести статую Достоевского. Кинотека Андалусии решила убрать из своей базы фильмов «Солярис» Андрея Тарковского. Netflix остановил съемки сериала «Анна К» по роману Льва Толстого «Анна Каренина». Кардиффский филармонический оркестр отменил вечер Чайковского, а увертюра «1812» была исключена из репертуара Альберт-холла и Загребской филармонии. Швейцарский театр Bienne Soleure отменил постановку оперы Чайковского «Мазепа». Варшавский Большой театр отказался от постановки оперы Мусоргского «Борис Годунов».
Таким образом, действие «культуры отмены» распространяется не только на ныне живущих певцов, музыкантов, композиторов и режиссеров, но и деятелей прошлого, которые не имеют никакого отношения к событиям на Украине. Фактически из западной культуры изымается все, что может сформировать позитивный образ России.
При этом необходимо понимать, что гонения на русскую культуру носят отнюдь не спонтанный характер. Еще за три года до начала событий Евромайдана Эдвард Герман и Ноам Хомский выпустили книгу «Производство согласия», в которой при помощи обращения к обширной эмпирической базе доказали, что формально демократические западные СМИ являются лишь частью огромной пропагандистской машины. Они теснейшим образом связаны с крупными финансово-промышленными группами, а через них – и с политическими элитами. Демократические масс-медиа создают видимость объективности, однако на практике допускают систематические искажения или масштабные умолчания при освещении определенных тем. За счет этого они обретают возможность скрытым образом манипулировать общественным мнением.
Американские и европейские СМИ уже не раз выступали в качестве распространителя ксенофобских настроений. Мало кому известно, что в период Первой мировой войны американские медиамагнаты сумели довести своих граждан до такой степени истерии, что те массово убивали такс (ведь это немецкая порода собак). Одновременно граждане США начали общенациональную борьбу за уничтожение «вражеского» пива и переименование сосисок с капустой. И печальные традиции ксенофобских кампаний не остались в далеком прошлом. Разжигаемая американскими СМИ после событий 11 сентября антиисламская истерия стоила жизни египетскому христианину и мужчине-сикху только из-за их внешности. В 2003 г. американские рестораторы публично выливали французские вина в канализацию, так официальный Париж не поддержал вторжение США в Ирак.
Сегодня мы наблюдаем, как и десятилетиями ранее, что взращенный масс медиа демон культурной ксенофобии начинает срываться с поводка.
На это явно указывает, во-первых, критика «культуры отмены» со стороны многих инициаторов кампании по «очищению» от творчества россиян.
Украинский режиссер Сергей Лозница, призвавший Европейскую киноакадемию к бойкоту российских фильмов, в итоге заявил, что его последователи зашли слишком далеко. «То, что происходит на наших глазах - ужасно, но я прошу вас не впадать в сумасшествие. Мы не должны судить людей по их паспортам. Мы можем судить о них по их поступкам», — сказал он в открытом письме к академии, добавив, что «паспорт привязан к месту, где мы родились, тогда как действие — это то, что человек совершает добровольно».
Ему вторит руководитель оркестра театра «Ла Скала» Даниэль Баренбойм. «Мы не должны допустить охоты на ведьм против русского народа и культуры, - заявил он. – Возникающие запреты и бойкоты, например, русской музыки и литературы в ряде европейских стран, вызывают во мне самые худшие ассоциации».
Однако вряд ли эти призывы позволят изменить ситуацию. Невозможно сначала возложить бремя ответственности на целую нацию, а после этого призывать участников «охоты на ведьм» к избирательному отношению к жертвам. На это указывает четкий маркер: уже сейчас мы наблюдаем активное применение культуры отмены и даже прямых угроз в адрес россиян и членов их семей, публично выступивших против спецоперации на Украине. Режиссер может «отречься от Путина» (как его призывают западные «правдоискатели»), но его фильм все равно исключат из программы кинофестиваля в Глазго.
Показателен и другой аспект проблемы. Обосновывая «зачистку» культурных учреждений Германии от россиян, местные юристы утверждают следующее. Работодатель не может принудить музыканта или артиста к выражению определенной политической позиции. Но деятель искусства, как наемный работник, «обязан хранить верность своему работодателю» и не может допускать действий, наносящих урон его репутации. И эти обязательства якобы распространяются на публичное выражение политической позиции. Таким образом, западные юристы фактически оправдывают открытое нарушение нанимателем целого ряда базовых прав человека.
Нельзя обойти вниманием и такой момент, как распространение санкций со сферы высокой культуры на область повседневности. Наиболее нагляден в данном случае бойкот русской национальной кухни. Рестораном Sveta в Нью-Йорке владеет Светлана Савчин, переехавшая в США из Украины в 1993 г. И это не помешало жителям «Большого яблока» организовать негласный бойкот ее заведения и завалить корпоративную почту настоящим потоком писем с оскорблениями в духе «убирайся домой».
Нынешние владельцы ресторана Russian Samovar Влада и Николас фон Шац – прекрасный пример смешанной пары русской и украинца. Значительная часть сотрудников их заведения – граждане Украины. Однако им продолжают звонить по телефону «анонимные мстители», именующие коллектив ресторана нацистами. А один из возмущенных граждан и вовсе ломился ночью в дверь «Самовара». И никого не смущает, что на двери заведения сейчас висит украинский флаг, а в ресторане проходит сбор помощи для беженцев. Бронирование мест в «Самоваре» сократилось за считанные недели на 60%. Рейтинг магазина Daa! Dumplings «киберактивисты» обвалили только за то, что его хозяин Рафаэль Ньето торгует пельменями из России.
Таким образом, для того чтобы попасть под каток отмены культуры, вовсе не обязательно высказаться в поддержку спецоперации на Украине или отказе публично ее осудить. Достаточно оказаться этническим русским, гражданином России, эмигрантом с постсоветского пространства, официантом в русском этническом ресторане или продавцом матрешек – ты все равно окажешься виновным в глазах охваченного истерией обывателя. Который вряд ли задумывается о том, что под таким давлением россияне лишь теснее сплотятся друг с другом в борьбе с общим врагом.
Печать