Российский Союз экспортеров зерна обратился к Банку России с предложением разработать механизм расчетов с иностранными покупателями российского зерна в рублях. Согласно их предложению, крупнейшие покупатели российского зерна — Турция, Египет, Иран и Саудовская Аравия, должны будут перейти на заключение контрактов в рублях. В пользу этого предложения, по словам представителей Союза, говорит тот факт, что некоторые банки начали отказываться в переводе денег из-за антироссийских санкций.
Этот логичная мера, вытекающая из перехода на продажи газа за рубли, комментирует ситуацию управляющий партнер Agro and Food Communications, эксперт Центра ПРИСП Александр Панченко.Перевод экспорта зерна в расчеты на рубли, на самом деле, не новая мера. Уже были подобные прецеденты и до всех нынешних событий. Например, Объединенная зерновая компания уже использовала оплату в рублях в договорах с Турецким государственным зерновым советом. Были сделки в рублях и с Ираном. То есть, подобная практика опробовалась. Там есть сложности с фрахтом судов, поскольку суда все-таки не очень горят желанием принимать рубли. Но этот вопрос решаем.
Если говорить о рублевых контрактах на зерно не с точки зрения самого механизма расчетов, а с точки зрения геополитики, то понятно, что эта мэра вытекает из
перевода оплаты газа на рубли. С точки зрения укрепления курса национальной политики мера правильная. Если механизм будет выполнен до конца, то есть компании, которые закупают экспортную продукцию, начнут открывать счета в российских банках, чтобы завозить сюда валюту, продавать на Московской бирже, чтобы получить рубли и на эти рубли покупать соответствующую продукцию, то российская валюта будет расти по отношению к основным мировым валютам. Собственно, мы уже неделю это наблюдаем. Доллар и евро после феноменального скачка, плавно, но четко снижаются. Скорее всего, это результат того, что либо компании-посредники, либо европейские «партнеры» скупают российский рубль, чтобы начать расчеты в рублях согласно указу президента Российской Федерации.
Сельскохозяйственная продукция будет пользоваться в этом году повышенным спросом, в виду очевидных проблем на Украине. И в целом мы видим, цены на продовольствие везде растут. Поэтому, как и в случае с газом, мы здесь имеем возможность диктовать «партнерам» свои условия. И, скорее всего, «партнеры» будут вынуждены принять наши правила игры.
У нас, как я знаю, посевная идет в штатном режиме. Были некоторые сложности, но они решены. По крайней мере, то, что нам говорят партнеры по Краснодарскому краю, по Ростовской области, там все идет по плану. Если погода будет хорошая, то урожай мы получим на уровне прошлого года, примерно.
На мой взгляд, Россия на данный момент защищена от дефицита продукции и имеет перспективы как минимум сохранить свои позиции по экспорту. И вполне вероятно, что в перспективе мы практически весь экспорт переведем на рубли.
Я надеюсь, что это стратегическая история. И мы выходим из глобальной зависимости от евро и доллара. Судя по всем шагам, мы сейчас стремительно рвем связь с мировой глобальной повесткой. Уже внесен законопроект и о выходе из ВТО. Таким образом, мы становимся более самостоятельными. Есть вопрос, как далеко мы готовы зайти?
Я думаю, как минимум в этом и следующем году данный тренд сохранится. Даже если предположить, что спецоперация на Украине будет завершена в ближайшие недели-месяцы, то санкции не исчезнут. Мы видим это по заявлениям западных политиков. То есть, внешнеполитическая повестка продолжит оказывать влияние на экономику, сохраняя обоюдное стремление и с нашей стороны, и со стороны ЕС оказывать давление друг на друга. А экономически мы можем давить только тем, что продвигать рубль как одну из резервных валют. Тем самым поддерживая курс рубля и собственную экономику.
Печать