Корреспондент отдела политики журнала «Эксперт» Нурлан Гасымов - о предвыборной ситуации в Сербии и российско-сербских отношениях.Сербия готовится к масштабным выборам, которые пройдут 3 апреля. На них будут разыграны пост президента, 250 мест законодательного собрания, администрации 12 муниципалитетов и двух городов, включая столицу Белград. Согласно опросам общественного мнения, пропрезидентская группа «Вместе мы можем все» рассчитывает набрать 51% голосов избирателей. В то время как оппозиционная коалиция Джиласа – 17%. При этом показатели СПС, вероятно, снизятся до 8,9%.
Рейтинг президента Александра Вучича составляет 42%. Его ближайший конкурент Здравко Понош может набрать больше 12%. В пользу Вучича играет один немаловажный факт – все крупные национальные СМИ контролируются соратниками президента, что позволяет ему беспрепятственно продвигать свою повестку среди широких масс населения. Всего в бюллетене будут восемь кандидатов. Впрочем, эксперты считают, что сохраняется интрига на второй тур в президентской гонке.
Обращает на себя внимание, что темы вокруг спецоперации России на Украине и антироссийских санкций были одним из главных вопросов в предвыборной кампании. Подавляющее большинство сербских политиков осудили политику Европы и США и в той или иной мере выразили словесную поддержку Москве в противостоянии с Западом. Отличия были лишь в тональности этой поддержки.
Например, один из кандидатов в президенты председатель националистической партии «Сербские правые» Миша Вацич приехал в Центризбирком для сдачи подписей для своего выдвижения в машине с российскими номерными знаками, флагами России и Сербии и буквой Z на капоте. Этим он выразил поддержку российским войскам на Украине. Кроме того, он призвал сербов «брать пример с Москвы» и заключить с ними военно-политической союз.
Вучич и его сторонники против резких внешнеполитических кульбитов. Они выступают за расширение торгово-экономических и политических связей с Москвой при сохранении курса на интеграцию страны в ЕС.
Сербским политикам сложно игнорировать российскую повестку: в стране исторически сильные русофильские настроения. По данным опроса Европейского совета по международным отношениям, 94% сербских граждан считают нашу страну либо союзной, либо дружественной.
Эти настроения особенно были заметны во время многотысячного пророссийского митинга в прошлом месяце. Демонстранты даже развернули пятнадцатиметровый российский триколор в Белграде и прошлись с ним от центра города до посольств России и Белоруссии. Аналогичные митинги были в столице и в годовщину бомбардировок Югославии 24 марта.
Дело не только в культурных и исторических связях. Россия – третий по значимости торговый партнер Сербии (товарооборот 2,5 млрд долларов) после ЕС и Китая. В конце прошлого года Белград подписал газовое соглашение с Москвой, согласно которому «Газпром» первые полгода поставит голубое топливо по льготной цене в 270 долларов за тысячу кубометров – немаловажный актив в условиях нарастающего энергокризиса в Европе. Сейчас тысяча кубометров газа на европейской бирже стоит около полутора тысяч долларов.
Российский энергетический гигант «Газпром» владеет 51% сербской нефтегазовой компании NIS. В балканской республике работают представительства российских энергетических и машиностроительных компаний.
Россия давно сотрудничает с Сербией в военно-технической сфере. В 2017 году Москва передала сербскому правительству партию российских истребителей Миг-29 в рамках военно-технической помощи.
Во многом из-за этого Сербия вместе с Боснией и Герцеговиной (там проживает большая сербская община), – единственные государства в Европе, которые не присоединились к антироссийским санкциям. Пока их соседи закрывали свои воздушные пространства российским авиакомпаниям, Сербия, напротив, их сохранила. Более того, увеличила число рейсов туда и обратно из Белграда до Москвы с семи до 15 в неделю.
Что в КосовоБелград также рассчитывает заручиться поддержкой Москвы в давнем конфликте с самопровозглашенной республикой Косово. Не первый год сербские власти хотят вернуть Косовский вопрос в Совбез ООН, и при помощи этой международной трибуны актуализировать проблему.
В самом Косово сейчас сложилась напряженная ситуация. Осенью прошлого года на севере региона в Митровице неоднократно происходили столкновения косовской полиции с местными сербами, которые в любой момент могли перерасти в новую войну. Уладить спор тогда удалось только после вмешательства KFOR – армейских подразделений НАТО в отколовшемся крае.
На этот раз конфликтная ситуация возникла после того, как Приштина не разрешила косовским сербам принять участие в сербских выборах по месту жительства. В регионе проиходили многотысячные митинги против Приштины. Но Белград не пошел на обострение ситуации и открыл избирательные участки для местного сообщества в приграничных населенных пунктах.
Вероятная победа Вучича и его коалиции, по всей видимости, не приведет к пересмотру текущего политической курса Сербии. Белград продолжит лавировать между крупными центрами силы.
Однако некоторые сербские аналитики сомневаются, что балканцам удастся долго сидеть на двух стульях. На Белград сегодня оказывается серьезное давление со стороны западных столиц. Поэтому в случае продолжения спецоперации России на Украине, им все же придется сделать выбор. Хотя Вучич отказался присоединяться к антироссийским санкциям, сербские власти проголосовали за «нарушение Россией территориальной целостности Украины».
ЕС занимает больше половины импорта в торговле Сербии, свыше 60% в экспорте. Столько же составляет доля европейцев в инвестиционном портфеле. Захочет ли, в конечном счете, сербская элита променять экономику на «братские узы» с Россией – большой вопрос.
Печать