Журналист, эксперт Центра ПРИСП
Петр Скоробогатый в своем
Telegram-канале продолжает
следить за обстановкой на Украине.
Украина. Итоги 10.04.2022. Сорок шестой день операции.
1/10.Дальнейшей войны не избежать, и у неё есть перспективы стать долгой и масштабной. По крайней мере на данном этапе Запад исключает любые мирные переговоры и всеми силами вооружает украинцев: теперь на Восток идут и бронетехника, и С-300, и самое современное вооружение, а не списанное за давностью лет. В том числе натовский стандарт, под который ещё надо поставить боеприпасы нужного калибра. Интересно, как решат дефицит ГСМ.
2/10.Глава Евродипломатии Жозеп Боррель в ходе визита в Киев впервые в истории Евросоюза пожелал, чтобы конфликт был разрешен военным, а не дипломатическим путем. «Эта война должна быть выиграна на поле боя», - написал Боррель в Twitter. Ни в одной предыдущей войне Запад никогда не был столь бескомпромиссно кровожаден. Впрочем, за НАТО воевали уроженцы США и Европы, против России – русские Украины.
3/10.Запад ситуативно консолидирован, но расклад пока неоднозначный. США и Великобритания ставят на войну до последнего европейца, они скорее выигрывают в среднесрочной перспективе от кризиса. Евробюрократия в Брюсселе также настроена решительно – война требует единения на бюрократическом стержне ЕС. Франция и Германия хотели бы отсрочить разрыв с Россией, а в идеале отдать Москве Крым и ЛДНР, поставить Железный занавес и дальше качать ресурсы. В их лагере и страны Южной Европы, которые острее остальных чувствуют подступающий экономический хаос.
Русофобские элиты Польши и Прибалтики получают сейчас максимальный профит, однако другие страны Восточной Европы настроены, скорее, прагматично. Они ориентированы на национальные интересы, готовы качать нефть и не готовы втягиваться в войну. Проблема в том, что «особое мнение» в Евросоюзе сейчас дорого стоит. Всеобщая экзальтация скорее кидает Европу к войне, хотя большинство стран и граждан не очень понимают, что этим можно добиться.
4/10.«Украина уже готова к большим битвам. Украина должна у них победить, в частности на Донбассе. И после этого Украина получит более существенную переговорную позицию, с которой может диктовать определенные условия. После этого президенты будут встречаться. Это может занять две недели, три…», - заявил Михаил Подоляк, советник руководителя Офиса президента Украины, после визита ряда европейских лидеров и английского премьера Бориса Джонсона в Киев.
И хотя в интервью иностранным СМИ Владимир Зеленский неизменно произносит стандартную фразу «Сегодня у Украины нет другого выхода, кроме как сесть за стол переговоров» (в интервью Bild 8 апреля), для украинской аудитории уже сложилась другая платформа: мы побеждаем, русские бегут, следующим ударом нанесём поражение и будем диктовать условия мира.
5/10.При этом: если Западу не нужен мир на Украине сейчас, когда Россия не смогла быстро добиться капитуляции и крупных территориальных приращений, то будет ли мир нужен Западу после того, как Украина потерпит поражение и откатится к Днепру? Где проходит та линия украинских потерь, после которых Запад будет готов помочь конфликту дипломатией, а не оружием?
Скорее всего, эта линия вообще не проходит по территории Украины, никак не затрагивает вопрос выживания украинцев и сохранения каких бы то ни было границ их государства. На переговоры Запад согласится после того, как понесёт высокие социальные и экономические издержки, причем издержками территории большей части Европы также можно будет пожертвовать.
6/10.Между тем на европейском ТВД стремительно усиливается ещё один игрок, ястребиный по определению. Генсек НАТО Йенс Столтенберг сообщил, что альянс в разгаре очень фундаментальной трансформации разрабатывает планы развертывания постоянных полномасштабных вооруженных сил на восточном фланге. «Сейчас мы попросили наших военачальников предоставить варианты того, что мы называем перезагрузкой, долгосрочной адаптацией НАТО. Я думаю, что лидеры альянса примут решения по этому вопросу, когда они встретятся в Мадриде на саммите в июне", — заявил Столтенберг.
Он отметил, что уже сейчас на восточном фланге НАТО находятся 40 000 солдат альянса, в то время как до начала российской спецоперации их было в десять раз меньше.
Все участники: и Россия, и США, и Европа публично признали, что имеет место гибридный военный конфликт России и НАТО на территории Украины. Предел «гибридности» будет установлен по итогу нескольких фаз боестолкновений. Или по иным угрозам.
7/10.Так, Дмитрий Медведев заявил, что санкции Запада против России могут быть квалифицированы как акт международной агрессии, в связи с чем у России возникает право на индивидуальную и коллективную оборону. По большому счёту, пока это лишь очередное предупреждение о перспективе ответных санкций, размах которых мы ещё не видели. Однако ранее Медведев подчеркнул, что основанием для применения Россией ядерного оружия может стать «акт агрессии против России или ее союзников, когда под угрозой оказалось существование страны». То есть ответ может последовать, даже если против России не применяли ядерное оружие. Это очень конкретное предупреждение о пределе санкционных и гибридных военных мер Запада. За которым последует предельный ответ.
8/10.Пока же России не остаётся иных вариантов, кроме как готовиться к длительной войне. По сообщениям многочисленных западных источников, неподтверждённых Москвой официально, командующим российскими войсками на территории Украины назначен генерал Александр Дворников. С 2015 года он занимался сирийской операцией, в целом, весьма успешно. Поскольку я пристально следил за кампанией, могу засвидетельствовать исключительную компетенцию российских штабов в этой войне.
9/10.В целом же переход к новому формату операции на Украине безальтернативен. Больше никаких многокилометровых прорывов - поэтапное продвижение вместе с линией фронта. Однако вариантов для розыгрыша следующей фазы масса. И «большая битва за Донбасс» вовсе не единственный сюжет. Возможны альтернативные направления главных ударов. И даже сам тайминг войны может быть иным: нам бы всем хотелось, чтобы операция закончилась скорее, поэтому паузы кажутся затянутыми, штурм Мариуполя очень долгим, а следующие сражения «обязаны» пройти очень быстро.
Однако же по «сирийским» лекалам военной операции проходят на локальном ТВД умеренными силами, постепенно, после обработки позиций противника с воздуха и артиллерией, с максимальным сбережением пехоты. То есть долго.
10/10.У «продолжительной» украинской операции есть свои «за» и «против». Предмет отдельного анализа. Можно разве что добавить, что количество кровавых провокаций Украины вроде «геноцида в Буче» или удара по вокзалу в Краматорске будет увеличиваться. Необходимо поддерживать внимание мира к украинской войне, а также радикализовывать население, готовить его к пониманию отказа от мирных переговоров и партизанской войне. Очень тревожно, что на Украине есть АЭС и масса химических производств. Украинские военные показывают предельную жестокость в отношении мирного населения и готовы максимально дорого продавать свои жизни.
По фронтам без глобальных изменений. Подробности завтра.
Страница VK
Печать