Журналист, эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – о межнациональной борьбе на рынке газа.Рекордно высокие цены на природный газ уже начали разрушать спрос на этот ресурс. МЭА прогнозирует, что спрос на газ в Европе упадет в этом году на 5%, в других регионах мира на 6%. Так, из-за перегрева рынка отказывается от покупок в моменте и Китай.
Однако цены на газ остаются очень высокими, причина тому - отказ «Газпрома» от спотовых поставок на крупнейшем в мире рынке природного газа, Европы. В итоге европейцам, даже чтобы покрыть текущий спрос, приходится покупать весь свободный СПГ на рынке, создавая дефицит этого товара. В этом году, при снижении спроса на природный газ, МЭА прогнозирует увеличение покупок СПГ. Основной прирост придется на европейских покупателей. Сюда придет 25 млрд кубометров, что примерно и соответствует годовым спотовым продажам «Газпрома».
Основным источником нового СПГ станут американские производители. Они поставят 18 млрд кубов газа, из 28 млрд требуемых миру.
Стечением исторических обстоятельств контроль над Украиной дает контроль за мировым газовым рынком.
Причин стратегического значения этой территории-транзитера газа на мировой рынок – много. Это и советское инфраструктурное наследие, и многолетний тренд Европы на переход от гронингенской системы ценообразования к спотовым ценам. Это и рождение сланцевой отрасли в США, и активное развитие рынка газа в Азии, а кроме того, цивилизационный конфликт России, США и Европы.
Сегодня в мире два крупных мировых рынка потребления газа – Европа и Азия. И они вынуждены конкурировать ценой за покупку важнейшего стратегического ресурса, питающего экономику. Украинский транзит и ПГХ – определяют уровень запасов природного газа, а значит и его цену, непосредственно в Европе, и опосредованно в Азии.
Именно поэтому последние десять лет за Украину идет столь ожесточенная борьба. Это борьба за лидерство на мировом газовом рынке в ближайшие десятилетия, борьба за контроль над потоками энергии будущего.
Печать