«Никогда еще не было спасительных поражений, зато бывают роковые победы»
Морис Дрюон
Комментируя тему гибели крейсера «Москва», политолог Алексей Чадаев обратил внимание на то, что ошибки, допущенные в ходе начала спецоперации, скрывают в себе конструктивный потенциал. Потеря флагмана Черноморского флота, считает эксперт, должна выполнить ту же функцию, что и поражение петровских армий под Нарвой или Прутская катастрофа — дать понимание того, что и как надо менять: не только в армии и промышленности, но и в стране, в экономике, в системе управления и даже в культуре.
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев согласен с этой оценкой. «Синдромом Карла XII»: Russian edition
В самом начале спецоперации в российском обществе (и даже в значительной части экспертной корпорации) царили шапкозакидательские настроения. Всем наверняка запомнился мем «Распорядок дня псковских десантников», который прекрасно передавал царившие в обществе настроения. «12:00 – обед, 13:00 – взятие Киева, 18:00 – концерт Газманова».
Этот настрой можно смело назвать «синдромом Карла XII». В пушкинской «Полтаве» гетман Мазепа прекрасно охарактеризовал главный недостаток шведского короля: «И силы новые врага успехом прошлым только мерит».
Общественность и значительная часть «принимающих решения» чиновников автоматически оценивали силы украинских войск и потенциал российской армии сквозь опыт боевых действий 2008 и 2014 гг. Хуже того – в расчет бралась не реальная картина сражений в Южной Осетии и на Востоке Украины, а ее искривленный сквозь зеркало медиа образ. Не лучшую службу сослужил России и «сирийский пиар». На ближнем Востоке ВКС России действовали против сил противника, в принципе не имевшего авиации и современных систем ПВО. Однако наши пропагандисты сумели создать впечатление, что мы, как минимум, совершили некое военное чудо. В результате гром побед заглушил голоса прагматиков, пытавшихся обратить внимание на вскрывшиеся в ходе боевых действий недостатки в подготовке и обеспечении войск. Но особенно трагично то, что высоко задранный нос помешал нашим военачальникам должным образом оценить усилия «западных партнеров» по превращению битых под Дебальцево и Иловайском украинских частей в полноценную армию современного типа.
Впрочем, справедливости ради необходимо признать, что очевидная недооценка противника не была лишь следствием близорукости подчиненных Сергея Шойгу. О настроениях в украинской армии и среди жителей Левобережья в Москву должны были докладывать другие ведомства. Нельзя умолчать и о том, что на продвижение "мягкой силы" России на территории «незалежной» выделялись вполне солидные бюджеты. Очень хочется верить, что они просто были неэффективно освоены.
Есть повод бросить пару каменей и в огород экономического блока правительства (как, впрочем, и Центробанка). Опыт 2014 – 2015 гг., казалось, должен был вынудить их не просто подготовиться к введению калечащих санкций, но и подготовить запасной план на случай провала запасного плана. Равным образом много вопросов вызывают программы импортозамещения и их реализация.
Оттолкнуться от дна
Однако допущенные просчеты нельзя рассматривать только как повод для поиска виноватых. В сложившейся ситуации нация не может себе позволить себе затяжную депрессию. Умение приходит с опытом. А опыт – это плод ошибок. Именно поэтому многие поколения наших предков в своей жизни руководствовались пословицей «За одного битого двух небитых дают».
Проблемы в организации работы фронта и тыла, вскрытые спецоперацией, относятся к категории потенциально устранимых. Наметившиеся кризисные тенденции чиновникам следует рассматривать именно как обратную связь с системами, которыми им доверено управлять.
Вместе с крейсером «Москва» на дно должны уйти и иллюзии относительно противников, с которым столкнулась Россия. Пора покинуть мира грез, в котором морская пехота США отказывается воевать без подвозки холодной колы, а наличие штампа «Сделано в России» превращает боевую технику в лучшую в мире.
Ошибки, допущенные в ходе первого месяца спецоперации, и вскрывшиеся попутно недостатки в организации вооруженных сил и экономики, должны быть тщательно проанализированы. На основе их изучения необходимо выработать программы реформ, выполнение которых должно стать для исполнителей главной гарантией сохранения своего права на пребывание в рядах элиты.
Равным образом должны лишиться доступа к постам лица, принимающие решения, как архитекторы вскрывшихся проблем, так и их преемники, закрывавшие глаза на выявленные недостатки или, что еще хуже, не способные осознать их значимость. Система не способна выиграть в этом противостоянии только за счет ресурсного преимущества. Просто потому, что противником Москвы в этом конфликте является не просто официальный Киев. Нужно тотально реформировать систему управления и принятия решений. Просто потому, что ставкой в этой игре будут не просто зарубежные активы или удаленность баз НАТО от границ России.
«Ошибки первого месяца» ясно дают понять, какие просчеты были допущены ранее. Остается лишь положить этот опыт в основу системных преобразований. Путь к Полтаве неизбежно лежит через Нарву.
Печать