Журналист, эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников объясняет, почему же, несмотря на сланцевую революцию, зависимость США от импорта нефти будет расти.Сланцевая революция завершилась. Активность буровых работ в США медленно растет уже полтора года, хотя до бума 2010 и 2017 далеко, но шаг за шагом, месяц к месяцу количество бригад, работающих с недрами, увеличивается.
Медлительность процесса связана с тем, что методы добычи, применявшиеся в отрасли еще десять лет назад, сегодня не эффективны. Из-за истощения недр и «снятия сливок» за последние годы, буровики вынуждены использовать новые пропанты, увеличивать давление гидроразрыва и их количество.
Однако в итоге, несмотря на интенсификацию добычи, – она восстанавливается очень медленно, вяло реагируя на возросший спрос на нефть во всем мире. Говоря проще – если бы американцы могли, то они залили бы рынок нефтью. Лучшей конъюнктуры на нефтяном рынке не было 15 лет.
Сегодня главная проблема, стоящая пред отраслью, это заметное удорожание добычи и без того дорогой сланцевой нефти. Самая затратная часть – постройка ствола скважины - заметно увеличилась в цене. Если еще в 2010 году глубина средней сланцевой скважины составляла 3,35 тысяч метров, то сегодня это уже 5,5 тысяч метров. Сюда нужно приплюсовать новую стоимость труб, стоимость новых химикатов и рабочих рук. При этом сроки амортизации сланцевой скважины (время ее эффективного использования) - остались прежними.
Сегодняшняя экономическая модель не позволяет отрасли развиваться. Для сланца нужны либо значительно более высокие цены на нефть (что приведет к разрушению спроса), либо кардинальное снижение себестоимости добычи, что в текущих условиях сделать невозможно – НИОКРЫ и материалы должны быть щедро оплачены.
В текущих условиях нефтедобычу США ждет стагнация. А значит зависимость страны от импорта нефти будет расти. На этом фоне бан российской нефти – явление временное.
Печать