Политтехнолог Юлия Азиатцева размышляет о новых принципах избирательной системы в Приморском крае.
Избирательная кампания тихонько набирает обороты. Кандидаты, как подснежники, начинают проявляться на округах, а технологи делают расклады, как провести кандидатов так, чтобы дорого и надёжно.
В Приморском крае тоже решили, раз весна наступила – значит пора что-то менять: инициировали переход со смешанной избирательной системы на мажоритарную. И вроде все счастливы: персональная ответственность кандидата как-никак. Да и кому нужна эта пропорциональная система, только «паровозы» паровозить по спискам. Но всполошились малые партии: «Новые люди» подали обращение председателю избирательной комиссии Приморского края с просьбой отозвать законопроект по внесению изменений.
Обеспокоенность понятна, такое изменение скажется на возможности малых партий присутствовать в представительных органах власти. Впоследствии это может отразиться и на настроениях электората, неполучившего своего представителя в парламентах разного уровня.
А «Новым людям» вдвойне сейчас нелегко, все только и ждут, что они накосячат где-нибудь, чтобы тыкнуть их в этот промах как щенков со словами «нечего детям лезть в большую политику».
У партии есть идеология, у самовыдвиженца только идея. Партия имеет свою линию, и депутаты не отходят от нее. Избиратель знает, за что он голосует, и знает, что партия может сделать больше, чем один депутат. А выборы в Государственную думу в прошлом году показали, что более 20% избирателей готовы отдать свой голос за малые партии. Но все аргументы разбиваются о нежелание ветеранов политической системы делиться куском пирога.
Пропорциональная система хороша для малых партий и губительна для партии власти. Рейтинг «Единой России» падает, бренд партии уже работает не локомотивом, а якорем для кандидатов. Избиратели заваливают неудобными вопросами о пенсионной реформе, уборке города, теперь еще и про Украину. А на эти вопросы нет правильного или хотя бы не вызывающего негатив ответа.
На прошлых выборах в Законодательное собрание во Владивостоке «Единая Россия» потеряла позиции в пользу КПРФ по спискам. В целом в Приморском крае «Единая Россия» уступает коммунистам, а фактор протеста и ситуация со спецоперацией лишь усугубляют падение доверия к партии власти. Поэтому накинуть на единоросса ярлык самовыдвиженца – самый простой вариант.
Изменение избирательной системы на мажоритарную направлено на отвлечение протестного взгляда избирателя от партийного бренда ЕР. Самовыдвиженец, даже если он имеет партбилет «Единой России», в глазах избирателя намного привлекательней. А после избрания новоиспечённый депутат может «неожиданно» вступить во фракцию «Единой России».
Бюджеты «Единой России» и рядом не стоят с бюджетами других партий. «Новые люди» со своими молодыми ребятами вряд ли могут обеспечить по несколько миллионов рублей на кампанию в одном округе, даже несмотря на бизнесы их «папы» (но и это уже не факт: в связи с геополитической ситуацией весь бизнес в России пока терпит убытки и неудачи). Если при пропорциональной системе можно было на бюджете и активности партии провести несколько кандидатов, то теперь каждому кандидату ставят условный денежный фильтр.
Малые партии вывозят не за счёт денег, а за счёт энтузиазма, желания и идей. А для КПРФ, которая была и остаётся основной оппозицией в Приморье, главной задачей сейчас будет – не потерять этот оппозиционный запал в глазах избирателей. А мажоритарная система приведёт к тому, что и тем, и тем нужно будет работать намного больше, чтобы сохранить свои позиции, а кому-то и пробиться в местную Думу.
Изменение избирательной системы со смешанной на мажоритарную ничто иное, как попытка убрать бренд партии «Единая России» для снижения оппозиционных наклонностей электората Приморья и намерение загнать малые партии в угол. В Приморском крае «изменить или помиловать» зависело от решения депутатов Заксобрания. И они сделали свой выбор: 20 апреля 24 парламентария поддержали законопроект, 9 высказались против.
Малым партиям теперь придётся бежать в два раза быстрее, чтобы оставаться на месте.
Печать