Глава СВР России Сергей Нарышкин сообщил о получении его подчиненными информации о планах властей Польши установить контроль над западными территориями Украины. По сведениям разведки, соответствующий вопрос официальная Варшава прорабатывает на переговорах с Вашингтоном. Как утверждает Нарышкин, польские войска войдут на Украину без мандата НАТО в рамках «миротворческой операции», возглавляя коалицию из «желающих присоединиться государств». Части польской армии, по словам главы СВР, займут только те регионы, в которых отсутствует риск столкновения с частями российской армии.
Многие публицисты расценили это как признак того, что спецоперация российских войск в скором времени закончится «разделом» Украины между Москвой и Варшавой. Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев считает, что ряд фактов указывают на то, что сторонники этой точки зрения бегут впереди паровоза.Show must go onПозиция Польши по отношению к Украине будет определяться в первую очередь решениями властей США. Соединенные Штаты заинтересованы в том, чтобы максимально затянуть конфликт. С одной стороны, это будет истощать ресурсы российской экономики, с другой стороны – «русская угроза» является эффективным рычагом давления на элиты и общественность европейских стран. Американские элиты используют конфликт для укрепления контроля над старыми союзниками и расширения своей зоны влияния. Намерение властей Швеции и Финляндии вступить в НАТО – очевидный успех администрации Байдена. Не стоит забывать и о том, что перевооружение Европы наверняка будет проходить с активным участием ВПК США. Поэтому в Белом доме вряд ли с пониманием отнесутся к намерению властей Польши зарезать курицу, несущую для американцев золотые яйца.
Вероятнее всего, речь идет о вводе войск уже после того, как ВСУ утратят способность оказывать организованное сопротивление российским войскам. Т.е. действия Польши в данном случае, весьма вероятно, позволят остаткам украинской армии и правительственной администрации сохранить свою оргструктуру.
По заветам ПилсудскогоНекоторые эксперты (например, историк Андрей Фурсов) полагают, что после оккупации Западной Украины официальная Варшава приступит к борьбе с украинскими националистами. Однако этот вариант далеко не очевиден. Сама по себе территория Западной Украины представляет собой малую ценность в экономическом плане. Что она может дать Польше? Дешевую рабочую силу, лес и янтарь. Но поляки и так получают эти ресурсы, причем им не приходится тратиться на обеспечение безопасности в регионе и реализацию социальных программ. Грубый захват этой территории также чреват началом масштабной партизанской войны: взаимная любовь между наследниками ОУН (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и «Армии Крайовой», мягко говоря, не знает границ. Безопасный и относительно выгодный захват территории региона выгоден для Польши и США лишь в одном случае: если на этой территории сохранятся остатки администрации и Вооруженных Сил Украины. За счет этого Западную Украину можно будет превратить в источник постоянных проблем для России. Такой шаг позволит не только оспаривать легитимность новой власти в Киеве, но и создать источник военной угрозы. Варшава вполне может заимствовать опыт Пилсудского. Напомним, что в 1921 – 1923 гг. с территории Западной Украины и Западной Белоруссии (подконтрольных на тот момент Польше) на советскую территорию неоднократно вторгались крупные отряды, сформированные из бывших белогвардейцев и этнических националистов. И вплоть до конца 1920-х гг. советское руководство было вынуждено тратить огромные усилия на уничтожение пришедших из Польши диверсионных групп. В нашем случае, как и столетием раньше, польский штык превратится в прикрытие для террора со стороны украинских националистов. При этом наличие в регионе группировки «миротворцев» и снабжаемых союзниками остатков ВСУ (у которых будет в наличии идеологически заряженный резерв в виде местного населения) наверняка вынудит Москву держать в постоянной готовности контингент войск на случай возобновления полномасштабных боевых действий.
Ввод польских войск на Украину не станет решением проблемы. Он лишь усугубит ее.
Печать