Журналист, эксперт Центра ПРИСП Петр Скоробогатый«Мариупольский опрос». Спасибо всем, кто принял участие. Вынесенный вопрос может показаться провокативным, но уже в скором времени на него придётся отвечать властям ДНР, под юрисдикцию которых переходит Мариуполь. А может и России. Жёсткие противники СВО называют формулировки кощунственными, но вряд ли их предложения могут быть разрешены на данной территории. А значит все равно искать ответ придётся.
С одной стороны, мы видим, что большое количество жителей Мариуполя скорректировали точку зрения в отношении украинских защитников города и прямо их обвиняют в смертях и разрушениях. Подобное я наблюдал и в отношении жителей Северодонецка или Харькова. Те, кто сидит в подвалах под обстрелами, быстро перестаёт яро защищать концепцию обороны любыми средствами. А поскольку постоянно наблюдает военные преступления ВСУ ещё и в украинской армии разочаровывается.
Но это не делает таких людей симпатизантами противоположной стороны. Впрочем, там, на Донбассе (и не только на территориях ЛДНР) проще с аргументами в пользу спецоперации. В отличие от жителей России, многие их которых до сих пор не очень понимают все смыслы начатого, хотя и поддерживают СВО по самым разным, пусть иногда сумбурным и плохо артикулируемым мотивам.
Для Донбасса и шире - востока Украины - ничего в 2014 году не заканчивалось. А лучше бы тогда активно продолжилось и было доведено до конца. Для них события 2022 года лишь следующий акт долгой гражданской войны при участии России, и он был ожидаем с учётом политики киевских властей.
И в этом смысле на Донбассе ещё хуже чем в России принимают формулировку «специальная военная операция» и не могут назвать пресловутые пять целей, озвученные начальством. Тем более их разделить и оценить успех. Это большой вызов для лиц, принимающих решения. Ведь им предстоит находить взаимопонимание с новыми гражданами. А тем нужно увидеть эмпатию, а не лицемерие официальных трактовок.
Проблема же в том, что аналоги и понятийный аппарат пока не выработаны даже простыми людьми. И понять однозначно, кто отвечает за тысячи смертей (или, как верно отмечают в комментариях, не только в 2022 году, а за 8 длинных лет), сложно: у каждого своя правда. Предлагают скрыться за фразой «погибли в марте-апреле 2022 года», то есть не обозначать причастных, оставив вопросы грядущим поколениям. Но будет ли это справедливо и примут ли этот подход горожане? А что примем мы?
Из 1638 человек, увидевших данный опрос, проголосовали 458, это немало. Предполагаю, что голосовали в основном лоялисты. Для меня показательно, как мало ушло строке про «специальную военную операцию». Кажется, она бесконечно будет оставаться бездушной.
Интересно про нацбаты, это основная линия российской пропаганды. Тоже не большое количество голосов. И отмечу, что на Донбассе вас бы поддержали. Не в том смысле, что нацизма там нет или его не видят. К нацбатам отношение самое презренное, вплоть до не единичных сторонников практики тотальной ликвидации. Но люди не хотят смещать ответственность. И это очень важно.
А вот претензии в первую очередь к киевской власти очень логичны, как к главному актору событий за все последние 30-40 лет. Интересно, что если жители центральной и западной Украины чаще винят народы - «даунбасцы» и «русские орки», - таким образом персонифицируя ненависть в кокнретных людях, а Путина считают лишь экстраполяцией запросов («все повязаны кровью»), то у русских и даже на Донбассе отношение к украинцам очень спокойное. К ним относятся с жалостью и пониманием. А всю вину за эскалацию переносят на власть. Наверное, мы видим эти оттенки и в данном опросе.
Результаты опроса
Печать