Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение об утверждении стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года. Среди приоритетов стратегии – «обновление туристической инфраструктуры, реализация крупных промышленных инвестпроектов, а также строительство школ, детских садов и автомагистралей».
Стратегия утверждена взамен аналогичного документа, определявшего развитие Северного Кавказа до 2025 года. «Обновленная версия учитывает экономическую ситуацию, сложившуюся в условиях внешнего санкционного давления», - подчеркнули в кабмине.
Политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин полагает, что предстоит еще корректировка целей и задач Стратегии-2030.Стратегия-2030 принималась без широкого общественного и экспертного обсуждения. Собственно, как и предыдущая стратегия-2025. Причем если предыдущая, принятая еще во времена полпреда Александра Хлопонина, делалась очень спешно, вскоре после создания Северо-Кавказского округа как такового, то на работу над нынешней у правительства было предостаточно времени.
Еще прошлой весной Михаил Мишустин объявил, что действующая Стратегия-2025 не выдерживает всякой критики: мол, и цели размыты, и задачи уже устарели, и многие проблемы реально не решены. Затем началась тягомотная подготовка «прорывных проектов» развития регионов Северного Кавказа. Исчерпывающего списка которых, несмотря на обилие заявлений губернаторов и региональных премьеров, - попросту нет!
И вот, когда работа над Стратегией-2030 была уже на финишной стадии, началась спецоперация и разразился нынешний экономический кризис. Сомневаюсь, что все новые политико-экономические реалии, к которым даже федеральные министерства не адаптировались, в новой Стратегии-2030 за 2,5 месяца успели реально учесть. Формально, конечно, их учли, но мир меняется так быстро, что наверняка очень скоро предстоит не одна корректировка целей и задач.
Полагаю, для такого сложного и геополитически важного региона, как Северный Кавказ, работу над Стратегией-2030 не стоило столь форсировать. Дождаться большей определенности на внешних и внутренних рынках, в бюджетной сфере.
Ну, как минимум, уже вызывает сомнение вероятность строительства автодороги от Кавминвод до Черноморского побережья. Куда более значимый для страны (и менее затратный!) проект Северного широтного хода уже притормозили до 2027 года. Как и другие затратные стройки. А на Кавказе продолжают обещать гигантские вложения. Сбудут ли все эти обещания? Или через энное число лет уже новый премьер будет критиковать Стратегию-2030 за «сырость», как сам же Мишустин?!
Печать