10 мая полиция Армении задержала более 60 участников протестных акций в Ереване, участники которых перекрывали улицы и требовали отставки премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Акции протеста проходят в Армении с 25 апреля. Оппозиционеры считают, что действия правительства страны разрушительно сказываются на республике и Нагорном Карабахе.
Единственное, что совершенно понятно по итогам многих дней протестов в Ереване и других городах Армении, которые, к сожалению, всё ещё продолжаются – на пользу стабилизации ситуации на Южном Кавказе и развитию этого макрорегиона явно не идут, подчеркивает политтехнолог, представитель АПЭК, эксперт Центра ПРИСП Алексей Громский.Характерно, что внешне ситуация развивается по хорошо известному сценарию оранжевой революции: к акциям протеста привлекается в основном радикализированная молодежь, а в качестве главного требования выдвигается смена власти в стране, без хотя бы наметок сценария дальнейшего развития Армении.
Это дает возможность различным силам, не заинтересованным в реализации созидательного сценария развития макрорегиона, называть различных «кукловодов» протестных мероприятий для разных аудиторий. Российским наблюдателям, как и сторонникам союзнических отношений с нашей страной в самой Армении, предлагается сценарий, согласно которому в Ереване и окрестностях работают хорошо организованные группы манипуляторов, щедро финансируемых коллективным Западом. Тем же, кто скорее склоняется к укреплению связей с Европой и, конечно, представителям диаспор, комментаторы, в том числе наиболее радикально настроенные азербайджанские СМИ и политологи, напоминают, что «карабахский клан» имеет якобы тесные связи с Россией и управляются из Кремля « с целью присоединить Карабах к России по крымскому сценарию».
Помимо явной личной неприязни лидеров армянской оппозиции, управлявших республикой в прошлом, и нынешнего руководителя государства, топливом для протестов определенно является внешнеполитическая нерешительность, которую демонстрирует Никол Пашинян сегодня. Выиграв парламентские выборы, во многом демонстрируя поддержку своей кандидатуры со стороны России, он теперь стремится «усидеть на двух стульях», одновременно ведя переговоры о посредничестве при решении конфликта с Азербайджаном и с дипломатией Европейского Союза. И пусть позиции Москвы и Брюсселя, не смотря на нынешнюю конъюнктуру мировой политики, могут быть схожими, стройного и понятного армянской общественности решения премьер Армении не предъявляет. И всякое сомнение оппозиция трактует не в пользу обвиняемого.
Подобный план мог бы быть основан, как это предлагает Россия, на продвигаемой нами концепции многополярного мира и базироваться на общих интересах развития экономического потенциала региона. Это рецепт неоднократно срабатывал в иных ситуациях. Например, многого добились, действуя по принципу «сперва экономика» Россия и Япония и обе Кореи (до нынешней острой фазы конфликта России с так называемым коллективным Западом). Ясно, что в реализации подобного сценария, основанного на строительстве и дальнейшем развитии логистической и энергетической инфраструктуры, логично могут быть заинтересованы как Армения, так и Азербайджан, а также Турция, Иран и Россия.
Вот только реализации концепции многополярного мира равных возможностей, вновь и вновь предлагаемой Россией, по-прежнему вставляют палки в колеса. Ситуация на Южном Кавказе, одна из таких «палок». С одной стороны, армянское общество подогревается «соотечественниками» из числа бывших высокопоставленных чиновников Украины (такими, как Арсен Аваков) при посредничестве американских пропагандистских площадок (таких, как «Радио Свободы»). Пугают армян русскими. С другой – внедряют в Азербайджан идеологов сепаратизма, питая в бакинской элите идею приращения государства территориями Ирана, населенными этническими азербайджанцами.
Ответом на подобные попытки привести Южный Кавказ к третьей войне, причем войне «всех со всеми», может стать только здравомыслие местных политических элит, способных отложить спор о власти на время и дать своим народом созидательную идею, а также четкую и понятную программу дальнейшего развития. Это сложнейшая задача, но выполнимая.
Печать