В воскресенье в Южной Осетии прошел второй тур выборов президента, они признаны состоявшимися. На высший государственный пост республики претендовали нынешний глава Анатолий Бибилов и Алан Гаглоев, который в результате одержал победу с небольшим перевесом.
Эти выборы проходили на фоне довольно высокой протестности по отношению к действующему президенту, отмечает политтехнолог, директор региональных проектов Центра ПРИСП Антон Садкин.Аккумулятором этих протестных настроений в финале стал Алан Гаглоев. Причем, будь это кто-то другой, результат оказался бы приблизительно таким же. То есть, выбор шел не между человеком и человеком, а делался вопреки действующему президенту. И это был основной ментальный принцип.
Оппозиция
раскачивала ситуацию на протяжении полутора лет. Катализатором этих настроений стало дело об убийстве Инала Джабиева в августе 2020 года. Анатолию Бибилову тогда чего только не вменяли в вину, начиная с того, что он был чуть ли не организатором убийства, заканчивая тем, что он не вышел к скорбящим женщинам – матери и супруге погибшего. Дискредитация шла по всем направлениям, от самых невероятных – якобы Бибилов является агентом спецслужб Грузии - до подозрений в контрабанде сигаретами. И, конечно, весь этот негатив, который распространяла оппозиция, сыграл свою роль.
И без того бурные эмоции во втором туре выборов просто зашкаливали. Тем более, что в финале оказался Алан Гаглоев - один из самых одиозных оппозиционеров, который при слепой эмоциональной поддержке жителей стал обладать «тефлоновым» иммунитетом. От него отскакивало все, даже криминальные истории, связанные с родным братом.
Тем не менее, разрыв между кандидатами во втором туре был небольшим. С одной стороны, это говорит о том, что у довольно большой части общества рациональное взяло верх. С другой стороны, я уверен, что история выборов в Южной Осетии будет иметь продолжение. Речь о нарушениях в ходе голосования.
Только один из примеров. Буквально на днях пришло сообщение из поселка Дзау о том, как голосовали на одном из участков. Для понимания картины, коротко о том, как происходит голосование на выборах в Южной Осетии. Во-первых, списки избирателей, составляются субъективно, по принципу: я этого человека в поселке видел, давайте внесем его список. Кроме уже составленных списков появляются дополнительные, куда вносят людей, которые не нашли себя в основных списках. Причем, комиссия по своему усмотрению нередко отказывает избирателям, а это уже нарушение конституционных прав.
Итак, человек, находит себя в списках, получает печать в паспорт (и это главный аргумент против возможности повторного голосования), потом он получает бюллетень, в котором уже стоит печать ЦИКа, подписи секретаря и председателя комиссии. А вот дальше пришедший на голосование подходит к представителям кандидатов. На втором этапе их было двое. И они в этом же бюллетене расписываются.
Так вот в Дзау, на избирательном участке №25 так называемый представитель с правом подписи от Алана Гаглоева отказывалась расписываться в бюллетене, если она понимала, что люди идут голосовать за Анатолия Бибилова. А без ее подписи бюллетень считался недействительным. И эта история очень показательна.
Были и другие многочисленные нарушения, которые фиксировались в том числе международными наблюдателями. Огромный скандал случился на УИКе №5 в Цхинвале, где очень большая часть избирателей проголосовали за Гаглоева. Там стояли очереди и перевес был внушительный. И вот на этом участке международные наблюдатели нашли порядка 25 бюллетеней с уже проставленными галочками за кандидата Гаглоева, с автографами председателя и секретаря комиссии. Кроме этого, была зафиксирована незаконная агитация, давление на избирателей, косвенные признаки фактов подкупа, так называемые «карусели» и тому подобное. Стоит вспомнить, что нарушение принципов агитации стало основанием для «сноса» выборов в 2011 году.
После выборов различные сторонники избранного президента начали действовать жестко. Буквально позавчера журналистке Елене Кулумбековой – сотруднице штаба Анатолия Бибилова - сломали нос, у нее сотрясение мозга. Сегодня поступила информация, что была остановлена машина сторонника Бибилова, и человека увезли в неизвестном направлении. И это, скорее всего, только начало репрессий.
На мой взгляд, в Цхинвале многие понимают, что за личность Гаглоев, и каковы его методы работы. Дыма без огня не бывает.
Печать