Сегодня в финском парламенте обсудят решение о вступлении в НАТО. 13 мая стало известно, что Финляндия подаст заявку на вступление в Североатлантический альянс, если это одобрит парламент. Швеция тоже официально приняла решение о подаче заявки на вступление в НАТО, сообщили в правящей социал-демократической партии.
Интересно, что решение о вступлении в НАТО принимается органами власти, мнение населения никто не спрашивает, потому что далеко не все общество Финляндии и Швеции поддерживает эту инициативу, отмечает руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов.Нейтралитет Финляндии закончился тогда, когда закончил существовать Советский Союз. Потому что нейтралитет Финляндии, который был провозглашен после Второй Мировой войны, основывался на мощи СССР – политической, военной, экономической. Существовал договор между Советским Союзом и Финляндией, где довольно четко это нейтралитет был прописан. А после того, как перестал существовать Советский Союз, Финляндия постепенно стала от этого нейтралитета отказываться, несмотря на то, что между Российской Федерацией и Финляндией был перезаключен договор, где также был прописан нейтральный статус Финляндии.
Тем не менее Финляндия от него потихонечку стала дистанцироваться – здесь и участие в программе «Партнерство во имя мира», и участие в различных военных учениях стран НАТО. То есть реально нейтралитет существовать перестал.
В Швеции немного другая ситуация. Там нейтралитет был исключительно внутренним решением. И был намного продолжительней. Но последние несколько десятилетий Швеция точно так же от этого нейтралитета дистанцировалась, принимая участие и в программе «Партнерство во имя мира». В военных кампаниях совместно с США – и в Ираке, и в Афганистане шведский воинский контингент принимал участие. Тогда как Франция и Германия, например, осудили вторжение Соединенных Штатов в Ирак. По крайней мере, не поддержали. Не нужно забывать, что в свое время Швеция хотела разработать атомную бомбу, правда, не смогла.
Кроме того, обе эти страны входят в состав Евросоюза. А ЕС – это далеко не только экономическая организация, что более четко стало понятно сейчас. И Швеция, и Финляндия активно участвуют в санкциях против России. Даже не то что участвуют, а открыто поддерживают одну из сторон конфликта. Так что нейтралитета у Финляндии и Швеции, откровенно говоря, последние годы и не было.
Интересно тут то, что они принимают решение о вступлении в НАТО органами власти. А население никто не спрашивает. Почему? Потому что далеко не все общество поддерживает эту инициативу, поскольку она неоднозначна.
Ну и последнее, что важно отметить. Нельзя сравнивать Финляндию и Швецию с Украиной. Несмотря на то, что эти страны отказались от нейтралитета, тем не менее и общество, и политическая система этих государств антироссийскими не являются. Не являются русофобскими. И в этом смысле они не представляют для нас угрозу в отличие от Украины, в которой именно русофобия является составной частью современной внешней и внутренней политики. А Запад – в первую очередь США, Великобритания, Польша и страны Прибалтики – делал, делает и будет делать все возможное для того, чтобы создать из Украины плацдарм для возможной агрессии против России. И Украина обеими руками за эту агрессию. Никогда Финляндия не заявляла, что она готова отбивать, например, Карелию. А в заявлениях украинских властей неоднократно звучало желание отбить Крым, который является частью Российской Федерации.
В этом смысле нельзя сравнивать отказ от нейтралитета Швеции и Финляндии и перспективы вхождения Украины в состав НАТО (с чего и началась СВО) и в состав Евросоюза, который, на мой взгляд, мы тоже не должны поддерживать.
Печать