В последние дни публицисты и аналитики все чаще обсуждают возможность военного переворота на Украине в результате падения Северодонецка. Причем многие рассматривают его почти как гарантированный вариант развития событий. Однако при детальном анализе ситуации выводы экспертов-«оптимистов» приобретают дискуссионный характер.
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев считает, что Зеленский почти наверняка встретит со временем своего Брута, Штауфенберга или даже «Бонапарта местного разлива». Однако вероятность, что это произойдет «здесь и сейчас», все же достаточно мала.Поспешные выводыВероятность военного переворота на Украине существует, но она вряд ли связана с ситуацией на фронтах. Даже если российские войска вместе с ополченцами выйдут на административные границы ЛНР и ДНР, это вряд ли будет воспринято как катастрофа в украинском обществе и ВСУ.
Украинцы не забыли о том, что совсем недавно российские войска ушли с территории Киевской, Черниговской и Сумской областей, а также покинули большую часть Харьковщины. Также они помнят о гибели флагмана Черноморского флота и отсутствии принципиальных успехов в попытках ВС РФ овладеть Николаевым. В глазах большинства украинцев это – несомненные победы, которые по своей значимости перевешивающие и падение Мариуполя, и, потенциально, взятие Северодонецка. При этом жители Украины прекрасно осведомлены о том, что в стране завершается третья
волна мобилизации, а США готовы оказать существенную материальную помощь
в рамках закона о ленд-лизе.
При этом возможное нежелание Зеленского сдать Северодонецк вопреки мнению военных является во многом типичным проявлением политического подхода к ведению войны. Ровно по тем же соображениям, например, Сталин отказывался прервать оборону Киева в 1941 г. Таким образом, решение действующего президента может быть ошибочным, но мотивированным. И осознание этого со стороны элит будет равнозначно для Зеленского получению индульгенции.
Прогнозы о том, что после освобождения Донбасса военные попытаются сделать из Зеленского «козла отпущения», сколь и звучавшие ранее заявления о том, что Киев падет к 9 марта, можно рассматривать с двух точек зрения. Либо российская сторона осознано сеет семена недоверия между Зеленским и главой ВСУ Залужным, либо штатные эксперты СМИ в очередной раз не удержались от искушения рассказать аудитории то, что она хотела бы услышать.
Во-первых, как уже было отмечено, поражение на Донбассе сейчас не может принципиальным образом надломить дух населения Украины и ВСУ. Во-вторых, Зеленский в данный момент пользуется полной поддержкой Запада, а без его помощи Украина в принципе обречена на поражения. Поэтому без санкции из Вашингтона и Брюсселя ни один украинский военный не решится на смену верховного главнокомандующего «нетрадиционным способом». В данном случае можно провести исторические параллели с согласованными с США госпереворотами в Южном Вьетнаме в 1960-х гг. К 1962 г. у местных элит, например, был уже километровый список претензий к Нго Динь Зьему и его семье. Более того, президента буквально ненавидела большая часть населения. Но военные начали действовать только после того, как получили «визирующий» сигнал от Вашингтона.
Захотел царствовать? Повинен смерти!Означает ли это, что военный переворот в Киеве в принципе невозможен, Валерий Залужный не имеет политических амбиций, а украинские элиты не испытывают искушения «выдавить» Владимира Зеленского с политического Олимпа? Вовсе нет.
Чтобы понять это, достаточно обратиться к политической истории современной Украины. После того, как Леонид Кучма покинул кресло президента, «незалежная» большую часть времени пребывала в состоянии «соревновательного авторитаризма». Лишь Виктор Янукович осмелился попробовать «царствовать и всем владеть», что для него закончилось политическим крахом. Казалось невероятным, что Владимир Зеленский попробует повторить его опыт, в особенности – на фоне падения рейтингов президента и его партии. Даже сам Зеленский в бытность комиком иронизировал над надеждами своих сторонников о том, что в будущем он якобы покончит с украинской олигархией. В одном из скетчей «95 квартала» будущий президент изображал Игоря Коломойского, беседующего с Ринатом Ахметовым. И по сюжету владелец «Азовстали» задавал вопрос «Коломойскому»: «А ты не боишься, что этот твой юморист придет к власти и тебя посадит»? На что персонаж Зеленского отвечал: «Куда он меня посадит, в жюри шоу «Рассмеши комика»»?
Однако начало спецоперации неожиданно открыло перед «слугой народа» полноценное «окно возможностей». Особый правовой режим дал Зеленскому возможность ограничить оппозиционные партии и СМИ, одновременно используя для наращивания своего рейтинга мощнейшую пропагандистскую машину, подкрепленную также ресурсами западных масс медиа. В итоге украинские олигархи оказались лицом к лицу с «приятной» перспективой появления президента, способного разрушить сложившуюся ранее систему сдержек и противовесов внутри элит. Что сулит в том числе вероятность масштабного передела собственности.
При этом представители украинских элит прекрасно осознают, что образ «эффективного главнокомандующего», который столь успешно эксплуатирует команда Зеленского, имеет мало общего с действительностью. ВСУ в современном виде были созданы под руководством Петра Порошенко, Виктора Муженко и Руслана Хомчака. Укрепления, которые сейчас упорно штурмуют ВС РФ, также были созданы трудами предшественника Зеленского. Период карьерного взлета Валерия Залужного (архитектора большинства успехов ВСУ в этом конфликте) также приходится на период до 2019 г. Не случайно Порошенко шел на выборы 2019 г. как «президент войны», а Зеленский – как «президент мира», обещавший вернуть украинских солдат домой с линии фронта.
Сами по себе попытки Зеленского «приватизировать успехи и национализировать поражения» не могут не вызывать раздражения как у военных, так и у представителей политической элиты. Но куда больше их должны пугать перспективы превращения президента в полновластного правителя Украины за счет избавления статуса «первого среди равных».
При этом у «теневой оппозиции» Зеленскому есть почти готовый «Бонапарт». Валерию Залужному всего 48 лет. Путь от генерал-майора до главнокомандующего силами ВСУ он прошел всего за 4 года. Его авторитет в войсках и среди населения сейчас как никогда высок.
Однако избавиться от Зеленского напрямую сейчас практически невозможно. Для этого нужно, с одной стороны, заручиться поддержкой Запада, а с другой – решить вопрос с возможной реакцией населения. Как результат, вопрос об организации переворота обретает среднесрочную перспективу. Хотя в текущих условиях вполне возможно, что от главнокомандующего попытаются избавиться посредством «несчастного случая» или подставив его под удар российских войск.
Печать