Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – о русофобских высказываниях Польши.
Недавно глава правительства Польши Матеуш Моравецкий в своей статье для издания The Telegraf назвал
идеологию Русского мира «раковой опухолью», угрожающей Европе и самим россиянам. Моравецкий прямо заявил, что «недостаточно поддерживать Украину в ее борьбе с Россией. Мы должны полностью искоренить эту чудовищную новую идеологию».
Конечно, Польша никогда не была в хороших отношениях с Россией, однако ранее все же не позволяла себе откровенно русофобских высказываний хотя бы на официальном уровне. Теперь же, как говорится, «карты на стол».
С другой стороны, русофобия – неотъемлемая часть польского менталитета. Она уходит своими корнями глубоко в историю, во времена Ивана Грозного и его войн с Речью Посполитой; затем было Смутное время, Лжедмитрий и выдворение поляков. Во времена Российской империи имели место три раздела Польши, а в раннесоветский период Красная Армия едва не захватила Варшаву.
Не забыли поляки и о пакте Молотова-Риббентропа. Поэтому ненависть к России укоренилась у них едва ли не на подсознательном уровне. Сегодня они сходят с ума, опасаясь, что у них снова будет общая граница с Россией или с пророссийским государством.
Нужно ли нам как-то реагировать на подобное русофобское хамство? Полагаю, что нет. Очевидно, мы не должны опускаться до того, чтобы переименовывать улицы, уничтожать или осквернять памятники (есть, например, в Новгородской области памятник «Солдатам Армии Крайовой»), а тем более, призывать на уровне правительства к искоренению польской идеологии. Нужно быть выше того, чтобы оскорблять память и культуру других народов, даже враждебно настроенных по отношению к нам. Одна из замечательных басен Крылова заканчивается словами «Ай, Моська! знать она сильна, что лает на Слона!» Это фактически перифраз всем известной поговорки «собака лает, а караван идет». Вот так и нужно реагировать России на различные «тявканья» – просто не замечать их. Максимум, что, может быть, стоит сделать, – разорвать с Польшей дипломатические отношения. Но, опять же, это будет означать, что оскорбления попали в цель, и Москва «обиделась», то есть просто лишний раз порадует русофобов.
Поэтому лучшим ответом с нашей стороны будет молча продолжать делать свое дело в своих интересах: локально – последовательно выполнять задачи специальной военной операции на Украине, глобально – развеивать иллюзорность однополярности мира.
Отношения Москвы и Варшавы сами по себе не нормализуются, потому что Польша является одной из наиболее радикальных стран западного мира, а отношения между коллективным Западом и Россией могут выровняться только в двух случаях. Первый – если мы поступимся своим суверенитетом, как это было в 90-е годы XX века. Очевидно, сегодня нас такой сценарий уже не устраивает. И второй случай – если Запад, наконец, увидит, что однополярный мир разрушен, что кроме США с их сателлитами есть еще и другие полюсы силы, которые существуют как объективная реальность и от которых нельзя отмахнуться. Но на понимание этого на Западе могут уйти десятки лет. Поэтому сейчас мы должны запастись терпением и, в первую очередь, позаботиться о создании буфера безопасности между Польшей как членом НАТО и Россией.
Уверен, что рано или поздно Запад смирится с необходимостью пересмотра параметров геополитической безопасности, и будут заключены соответствующие договоры и соглашения между глобальными акторами, в первую очередь, владеющими ядерным оружием: Россией, США, Францией, Великобританией, Китаем, а также, возможно, Индией, Ираном, Израилем, КНДР и др.
А пока этого не случится, Польша, Прибалтика и другие «моськи» продолжат выступать в патологически русофобском ключе, ведь так они смогут «совсем без драки попасть в большие забияки».
Печать