Своим мнением относительно перспектив и путей преодоления санкций с изданием «Выбор народа» поделился депутат Государственной думы РФ, заместитель председателя комитета по экономической политике нижней палаты парламента Станислав Наумов.- Как вы относитесь к восприятию западных санкций в экспертном сообществе и среди публицистов?- Владимир Вольфович Жириновский учил нас использовать по возможности русские обороты. Когда я слышу слово «санкции», то вспоминаю, как оно использовалось в разного рода исторических романах и детективах. «Санкционирую» значит «разрешаю». На мой взгляд, санкции – это очень надолго. Но они для самого «коллективного Запада» формируют иную систему отношений с Россией, сущность которой наши бывшие внешнеторговые партнёры еще не вполне осознали. Заморским купцам придется ходить за разрешениями к своим депутатам. Понятно, что зарубежные потребители не сумеют обойтись без нашей продукции. Имеется в виду не только нефть, газ, металлы, но и, например, удобрения. Однако всем участникам большого внешторга с Россией ещё только предстоит научиться работать в рамках модели одноразового одобрения поставок конкретной продукции со стороны Брюссельского и Вашингтонского обкомов.
Пока у них нет однозначного ответа на вопрос о маршрутах и направлениях перелётов стай «черных лебедей» в мировой экономике, прочно завязанной на поставки из России. Пока и наше воистину народное хозяйство не понесло критического урона. Возможно от того, что мы со своей стороны слегка преувеличивали ради отчетности степень своей интеграции в глобальную «белую» экономику. Видимо, начиная с 1990-х гг. мы живем в режиме комфортного использования возможностей «серой зоны» глобальной экономики.
В такой ситуации, всё о чём надо печься – о том, как нашим надежным внешнеторговым партнёрам избежать пресловутых вторичных санкций со стороны антироссийского лобби.
- Некоторые полагают, что у нас почти не осталось партнеров.- Ряд политиков за рубежом время от времени угрожает своим же бизнесменам, в том случае, если они готовы взаимодействовать с российскими потребителями. В любой встречной реакции, когда нам действительно нужно послать четкий ответный сигнал этим господам, важно озаботиться тем, чтобы ответные меры не затронули дружественные нам структуры. Соглашения, которые с таким трудом заключались с дружественными нам странами и компаниями, надо сохранять. Нужно научиться четко различать ценность дружественных и недружественных внешних игроков.
- Есть мнение, что сейчас России лучше переориентировать свою внешнюю политику и экономику на развитие контактов с прочими постсоветскими государствами. На ваш взгляд, эта позиция имеет под собой реальные основания?- В Бишкеке в конце мая состоялся Евразийский экономический форум. На мой взгляд, то, что сейчас происходит в наших отношениях со странами Евросоюза, показывает, насколько важны для России интеграционные проекты на постсоветском пространстве. Насколько по-прежнему надо наращивать и уплотнять связи между странами, которые заявляют о своем заинтересованном участии в макрорегиональных экономических группировках. Чтобы выстроить эффективную систему взаимодействия с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, надо продемонстрировать пример опережающего создания взаимосвязей в Евразийском экономическом союзе. Я говорю о наднациональных корпорациях. На мой взгляд, в данном случае нужно вернуться к опыту Евросоюза. По мере развития интеграции между его членами возник вопрос: что делать компаниям, которые действуют одновременно в нескольких странах? И в ответ на это появился такой институт, как «компания Евросоюза» - наднациональная юрисдикция, которая давала корпорациям возможность выбирать нормы законодательства одного государства для работы на территории нескольких стран. Если Airbus было выгодно применять трудовое законодательство Франции, то они использовали его и, например, в Италии.
Мне кажется, что нужно поставить перед Минэкономразвития, перед Правительством РФ вопрос о постепенной передаче долей собственности компаний, покидающих наш рынок, институтам развития Казахстана или Армении, например. Или, например Евразийскому банку развития. Давайте подумаем вместе и о том, а не перейти ли нам к унификации гражданских кодексов государств, входящих в Евразийский экономический союз. Это будет лучшей антикризисной мерой. Это приведет как к восстановлению связей между экономиками стран, когда-то входивших в единый народно-хозяйственный комплекс. И в то же время это позволит бизнесменам использовать единые правила игры и эксплуатировать единую инфраструктуру. Первые евразийские корпорации должны создаваться как раз на основе инфраструктурных компаний в области транспорта, энергетики, телекоммуникации и финансов.
- В какой форме, по вашему мнению, власти должны провести «перезапуск» российской экономики?- Мне кажется, что нам не стоит тратить время на реставрацию. Можно заниматься чем угодно, но не пытаться восстановить старое. Нужно создавать новые производства и брать на вооружение лучшие мировые практики.
Печать