Минпромторг опубликовал перечень товаров, доступных к ввозу на территорию России в рамках параллельного импорта. В этот перечень вошли потребительские товары, запчасти для автомобилей, одежда, телефоны, компьютеры, электроника, транспорт, оборудование, детали. Таким образом, параллельный импорт, который на протяжении 20 лет де-юре находился под запретом, возвращается в правовую и экономическую реальность нашей страны.
Юрист, директор юридического центра «Фаворит» Никита Муравьев и политконсультант, эксперт Центра ПРИСП Антон Понкрашев – о ввозе в Россию товаров в рамках параллельного импорта.Юрист, директор юридического центра «Фаворит» Никита Муравьев:Явление параллельного импорта довольно интересно с точки зрения юридической техники. 7 мая вступил в силу приказ Минпромторга, утвердивший перечень товаров, в отношении которых не применяется положение статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса РФ. А он по своей сути является кодифицированным федеральным законом, который обладает преимуществом ко всем подзаконным актам, в том числе по отношению к постановлениям правительства, министерств и иных органов исполнительной власти.
Но если обратиться к истокам, мы увидим, что данный приказ министерства был вынесен на основании постановления Правительства РФ от 29 марта 2022 года о товарах, в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. А это постановление было принято на основании федерального закона от 8 марта 2022 года о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Данный федеральный закон и является корневым нормативно-правовым актом, которым закладывается фундамент для вынесения как постановления правительства, так и приказа Минпромторга. Иными словами, он позволяет правительству в определенных случаях принимать нормативно-правовые акты, которые по своей юридической силе будут выше, чем Гражданский кодекс.
Такое явление в юридической науке называется делегированным законотворчеством. И у него есть две стороны. С одной стороны, у федеральных органов исполнительной власти появляется возможность оперативно реагировать на изменение общественных отношений, принимать решения в соответствии с реальными жизненными обстоятельствами. С другой стороны, такая юридическая техника приводит к некоторой нестабильности правовой системы. А согласно юридической доктрине, чем стабильнее правовая система, в том числе, гражданско-правовая, тем надежнее инвестиционный климат в стране, тем качественнее развитие общественных отношений.
Политконсультант, эксперт Центра ПРИСП Антон Понкрашев:На самом деле, если говорить про параллельный импорт, то мы по большому счету не столько упрощаем жизнь себе, сколько даем окно возможностей для тех, кто официально ушел с российского рынка, не потерять его окончательно.
Отдельно надо сказать про то, что это заставило нас искать и другие каналы поставки. Процесс поиска новых рынков, новых форм и форматов поставок - болезненный. Понятно, что цены повышаются, но это тоже явление временное. Поэтому, я уверен, что месяцев через шесть ситуация стабилизируется. Но надо совершенно точно понимать, что ситуация неопределенности будет с нами какое-то время, и самое правильное, если у вас есть такая возможность, просто подождать.
Печать