Первый министр Шотландии Никола Стерджен заявила о том, что начинает новую кампанию за проведение второго референдума о независимости региона. По ее словам, в скором времени выйдет документ, в котором будут изложены аргументы в пользу выхода из состава Великобритании.
Это четко выраженная стратегия, которая при определенном стечении обстоятельств будет иметь успех, считает заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов.Как показывают социологические опросы, общественное мнение в Шотландии изменилось. И если бы референдум был проведен сейчас, большинство шотландцев, скорее всего, высказалось бы за выход из Великобритании. И, как мне кажется, здесь важно, что это заявление произошло сразу после голосования о недоверии Борису Джонсону.
Джонсон, конечно, устоял, правительство сохранилось, но ни для кого не секрет, что оно теряет популярность. И в настоящее время правительство консерваторов превращается в «хромую утку».
Великобритания входит в достаточно серьезный политический кризис. И именно эта кризисная ситуация способствует тому, что шотландский премьер вновь обозначает данную позицию. Дело в том, что не так давно, примерно полгода тому назад, Джонсон постарался закрыть этот вопрос, выдвинув тезис «один референдум для одного поколения». Он почему-то посчитал, что нынешнее поколение шотландцев уже проголосовало и больше не имеет права высказывать свое мнение, надо подождать следующего, то есть следующих 20-30лет. На мой взгляд, это очень странное прочтение демократии со стороны премьера страны, которая претендует на роль одной из старейших демократий в мире.
В любом случае, то, что сейчас происходит – это вполне естественный процесс усиления роста дезинтеграционных тенденций в Великобритании, которые стали следствием выхода из Евросоюза. Хотя, на самом деле у этих процессов гораздо более серьезная основа, чем просто реакция на Брекзит. Но именно выход из ЕС может стать точкой распада Британии. Дело в том, что Шотландия сейчас заявляет: это не мы сепаратисты, а британцы, потому что мы хотим остаться в рамках Евросоюза, а Британия решила выйти из ЕС. И это очень сильная позиция. Она сильна исторически, поскольку Шотландия имеет достаточно серьезную опору на континенте. И в культурно-историческом, и в религиозно-историческом отношении она связана с теми или иными народами континентальной Европы.
Сейчас мы видим процесс реанимации идеи проведения референдума о независимости Шотландии, которая при кризисном стечении обстоятельств для Британии может быть реализована. И будет запущен механизм распада Британии.
Печать