Журналист, эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников - о процессе обесценивания валюты и снижении ее покупательской способности. Нормальная работа рынков — это когда инвестор вкладывает деньги и получает инфляцию плюс небольшую плату за риск. Без обеспечения этого условия, основного для перераспределения и накопления капитала, долговые рынки — суть капиталистической системы — рушатся. То есть при дальнейшем росте инфляции без сопутствующего роста стоимости заемного финансирования будут схлопываться рынки долга, акций и других финансовых активов и производных.
Американские коллеги в «нормализации» оказались на три шага впереди европейцев и на вызовы беспрецедентного уровня инфляции в США впервые с 1994 года были вынуждены поднять учетную ставку сразу на 0,75 пункта до 1,5‒1,75% годовых.
При этом глава ФРС США Джером Пауэлл не намерен останавливаться. «На нашем следующем заседании наиболее вероятным представляется повышение ставки либо на 50 базисных пунктов, либо на 75», — отметил он, хотя был вынужден признать, что с бушующей инфляцией в США регулятору пока справиться не удается. Глава ФРС прогнозирует, что инфляция в стране продолжит расти, несмотря на попытки властей добиться ее снижения. То есть глава ведомства признает, что монетарные методы борьбы с инфляцией сегодня малоэффективны.
Впрочем, в этом нет ничего удивительного. С 2008 года монетарные власти стран с резервными валютами (ФРС, ЕЦБ, Банк Англии, Банк Японии, Банк Швейцарии) в политических целях, говоря в терминологии Средневековья, сильно подпортили монеты, и сегодня это главный бич мировой финансовой системы. Порча монеты — старое проверенное средство для решения финансовых проблем государств. История человечества насчитывает десятки примеров, когда правители разных стран, чеканя монету, с целью экономии уменьшали массу входящих в нее драгметаллов. Это приводило к тому, что монеты начинали терять свою покупательную способность, начиналась инфляция, а потом и закат государства.
В основе современной финансовой системы лежит долг, этот долг имеет свою градацию. Он может быть высококачественным с рейтингом AAA, и покупатели будут считать, что это современное «золото». Долг может быть похуже, с рейтингом A, и его держатели считают его за «серебро». Долг может быть с рейтингом BB и ниже — это аналог средневековой меди.
Последние 14 лет американское правительство эмитировало долг с качеством AAA, а его покупатели — банки, пенсионные фонды —считали, что они вкладывают свои деньги в золотую королевскую монету. Таких монет за последние годы было выпущено на 20 трлн долларов, а госдолг США увеличился с 10 трлн долларов в 2008 году, до 30 трлн долларов в 2022-м.
Однако, если вдуматься, куда шли эти средства? Они шли на поддержку национальной банковской системы, риски неплатежеспособности которой априори намного выше, чем у минфина США. Кроме того, ФРС (монетный двор), выпуская доллар, скупала облигации ипотечных агентств. А качество их облигаций номинально, может быть, и AAA, но реально гораздо хуже: кризис 2008 года показал, как они обесцениваются в один момент. То есть, получается, финансовые власти США, выпуская золотые монеты, скупали на рынке монеты серебряные и медяки. Естественно, качество общей эмиссии падало: происходило постепенное разбавление «золота» «серебром» и «медью».
Естественное следствие порчи королевской монеты — обесценение валюты, снижение ее покупательской способности. Все то, что сегодня демонстрирует во всей красе доллар США, а также евро и фунт. Есть ли способ побороть инфляцию? Есть: вернуть качество королевской монеты к первоначальному. А значит, привести в порядок траты бюджета, уменьшить долг, распродать все ненужное имущество. Возможно ли это сделать сегодня, не разнеся мировую финансовую систему на мелкие кусочки? Нет, невозможно. А значит, доллар США и евро и дальше будут обесцениваться, а США и ЕС пойдут по пути, пройденному до них множеством других государств — деградации, затухания и развала.
Печать