Политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников – о резолюции, принятой в первый день саммита БРИКС.Заседание проходит с четверга по пятницу, но главы государств уже в первый день приняли итоговую резолюцию, общаясь в режиме видеоконференцсвязи. Это огромный документ – 75 пунктов. Он, конечно же, всеобъемлющий: он говорит и о реакции на нынешние мировые проблемы, и о неприемлемости односторонних санкций, и о необходимости развития справедливых мировых отношений, и об открытости к сотрудничеству с другими организациям.
Мне видится особенно важной последняя часть документа, на которую, как ни странно, не обращают внимания. В ней говорится, что БРИКС будет развивать свои проекты в рамках культурного, научного, молодежного, туристического взаимодействия, создания собственных международных институтов. Мы видим, что это ответ на попытки ограничить возможности международных контактов различных стран, включая Россию.
Западный мир угрожает блокадой и новомодной “культурой отмены”. Хорошо, нас не будет в этом пространстве. Мы будем развиваться в пространстве БРИКС, объединяющем более половины жителей мира. Если начатое продолжится, можно говорить и об уже инициированных в БРИКС международных проектах в области культуры. Не стоит, конечно, ждать их появления в самое ближайшее время. Не «утром в газете, вечером в куплете», но направление обозначено.
Это очень важно: ранее БРИКС воспринимался как экономический игрок, затем как политическая альтернатива западному миру, сейчас же речь идет о гуманитарной и культурной составляющей, о гражданском обществе. Возвращаясь к политической повестке: БРИКС пообещал сосредоточиться на реформе ООН, на реформе Совета Безопасности, стоять на позициях безальтернативности принятиях консолидирующих решений. Он также настоял на том, что какие-либо экономические санкции должны вводиться только по решению Совета Безопасности ООН.
Была информация, что Китай приглашает к сотрудничеству Аргентину, что приглашения к участию были разосланы чуть ли не в десяток государств. В резолюции, тем не менее, мы не видим конкретных стран, которые в ближайшее время готовы вступить в БРИКС, однако начало положено.
Печать