Вице-президент РАПК, политтехнолог Петр Быстров – о кризисе российских оппозиционных партий накануне ЕДГ-2022.Парламентская оппозиция сегодня, очевидно, переживает не самые лучшие времена. Эта ситуация вызвана двумя сошедшими в одно и то же время группами факторов. С одной стороны, это обстоятельства, вызванные общеполитической ситуацией в стране. С другой стороны, это следствие того состояния, в котором находятся сами оппозиционные партии, переживающие сейчас глубокий внутренний кризис.
В первую очередь, это, конечно, касается ЛДПР.
ЛДПР всегда являлась партией лидерского типа, основным политическим капиталом которой был личный рейтинг вождя партии, и смерть ее многолетнего лидера Владимира Жириновского поставила под вопрос само существование партии как серьезной политической силы. В состоянии ли Леонид Слуцкий дать на него положительный ответ, мы узнаем в самое ближайшее время, когда в нескольких регионах РФ будут проходить выборы региональных парламентов.
Не в лучшем состоянии находится и КПРФ, в которой по-прежнему нет внутреннего единства, а ее многолетний несменяемый лидер Геннадий Зюганов постепенно утрачивает аппаратный контроль над партией, все в большей степени передавая его в руки Юрия Афонина. К тому же, позиции КПРФ подрывают и высказывания, и действия целого ряда представителей компартии в депутатском корпусе регионов, например, в Приморском крае или Республике Коми. Депутаты региональных парламентов этих субъектов РФ, избранные от КПРФ, неожиданно осудили специальную военную операцию и выступили в поддержку Украины, продемонстрировав слабость кадровой политики коммунистов в регионах, когда зачастую под эгидой компартии в региональные парламенты проходили достаточно случайно попавшие в ряды красной гвардии представители различных сил несистемной оппозиции.
Что касается «Справедливой России», то она уже полностью исчерпала позитивный синергетический эффект от объединения в прошлом году с партией «За правду» Захара Прилепина и «Патриотами России», но пока не нашла новых способов расширения своего электорального поля и доли сторонников. Возможно, новый импульс партии могло бы придать появление энергичного лидера взамен откровенно сдавшего в последнее время Сергея Миронова, однако пока нет никаких признаков того, что он может отойти от руководства партией и передать свое кресло представителю более молодого поколения.
Ни КПРФ, ни «Справедливая Россия» пока не предлагают избирателям никакого нового и интересного политического продукта, нет у них и новых ярких харизматических лидеров, способных своим личным рейтингом добавлять партии голоса колеблющихся избирателей. Парламентская оппозиция пока не может найти своей политической ниши в новых политических условиях, и чем дольше затянется этот поиск и чем больше ее представители будут в глазах рядовых избирателей похожи на типичных единороссов, тем меньше шансов у оппозиционеров на успешный для них итог региональных выборов в ЕДГ-2022.
Печать