Участники саммита НАТО, который состоялся в Мадриде, объявили Россию своей главной угрозой. Теперь уже официально. Это закреплено в новой стратегической концепции альянса. Так же объявлено о расширении НАТО – в военный блок примут Финляндию и Швецию, препятствий для этого больше нет.
Официальное упоминание России в качестве главной угрозы для НАТО не является чем-то новым, подчеркивает заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления Российской ассоциации политической науки, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов.В стратегических документах Соединенных Штатов это уже появилось некоторое время назад. Соответственно, речь просто идет о том, что данная норма распространена и на НАТО. С учетом того, что НАТО – это не военный союз равных, а военных союз США и их младших союзников, по сути нынешнее заявление альянса ничего не меняет. Для НАТО Россия – враг с 1949 года. Это военный союз, который создавался против СССР, и все свое время существует как антироссийский.
Военный союз в принципе не может существовать без противника. Следовательно, когда Организация Варшавского договора и Советский Союз прекратили свое существование, НАТО по-прежнему рассматривало Россию в качестве своего противника. Все остальное – это от лукавого, стремление скрыть свои реальные интересы и цели.
Что касается Финляндии и Швеции. Во-первых, это закономерно и ничего удивительного тут нет. Никто не рассчитывал на то, что Турция будет стойко противиться вхождению в НАТО этих двух стран. Во-вторых, Турция свои задачи решила. Швеция и Финляндия капитулировали, а Анкара продемонстрировала, что в НАТО существуют два субъекта – Соединенные Штаты и Турция. Никаких других субъектов в НАТО нет. И, конечно, для Эрдогана это очень серьезная победа. Утверждение цели, которую он ставил уже давно, показать силу, влияние и значимость Турции. Теперь Турция официально второй центр в НАТО после США.
Что касается в целом принятия в НАТО Швеции и Финляндии, то это, конечно, очередная волна расширения НАТО на Восток. И в этом смысле все логично. НАТО движется к границам России, захватывая все территории, которые между НАТО и Россией находятся. И по сути, Швеция и Финляндия – это страны, которые по некоторому недоразумению еще НАТО не были поглощены.
Для России это практически ничего не меняет, поскольку Швеция и Финляндия давно уже интегрированы в натовские структуры. Существовали соответствующие договоренности, проводились совместные учения. Швеция и Финляндия, не являясь членами НАТО де-юре, де-факто входили в эту структуру. Так что, для России и для всего мира это, скорее, имеет символическое значение. В том смысле, что окончательно расставляются точки над «и». Происходит почти полное слияние НАТО и Евросоюза.
До настоящего времени речь шла о том, что НАТО и Евросоюз – это две разные структуры, несмотря на то, что их штаб-квартиры, как ни странно, находятся в одном месте. Сейчас мы видим, что разница между этими структурами становится все меньше и меньше. Все меньше стран, которые входят в Евросоюз и не входят в НАТО. По сути, это продолжение процесса сращивания НАТО и ЕС. И тут возникает резонный вопрос: а что будет, если гипотетически через какое-то время Украина станет членом Евросоюза?
Хотя Россия пока рассматривает ЕС как невоенную структуру, очевидно, что мы должны поставить знак равенства между НАТО и Евросоюзом и не плодить лишние сущности, думая о том, что есть некая независимая политическая организация, которая не является частью НАТО. Такого нет.
Печать